«Организация поликультурного образования на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через работу с родителями»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация поликультурного образования на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через работу с родителями»
Автор: Егорова Елена Викторовна

Муниципальная образовательная организация«Средняя общеобразовательная школа села Живайкино»муниципального образования «Барышский район»Ульяновской областиМетодические рекомендации«Организация поликультурного образованияна ступенях дошкольного и начального общего образованияв сельской общеобразовательной многонациональной школечерез работу с родителями» Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Живайкино Барышского района Ульяновской области Егорова Е.В. 2020 г Аннотация методических рекомендаций «Организация поликультурного образования на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через работу с родителями» Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.Целью методических рекомендаций является формирование поликультурной компетентности на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школечерез работу с родителями.В настоящее время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорили о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Затем задача расширилась: появилась необходимость формировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире.Эффективность труда учителя зависит от способности учитывать культурное многообразие и эффективно его использовать в работе, то есть от поликультурной компетентности педагога. Когда педагог обладает поликультурной компетентностью, его деятельность становится мощным средством установления взаимопонимания субъектов образовательного процесса.Методические рекомендации могут быть использованы учителями сельских многонациональных школ. Содержание.1.Краткая аннотация.2.Пояснительная записка.Вовлечение родителей в педагогический процесс по поликультурному воспитанию дошкольников_______________________________ стр.4-63.Технология помощи семье в поликультурном образовании______ стр.7-84.Примерная тематика занятий и бесед с родителями.____________стр.8-125.Основные формы работы с родителями____________________ стр.126.Ожидаемые результаты_____________________________________ стр.137.Литература_________________________________________________стр.1 Пояснительная записка. Переход на новый федеральный образовательный стандарт начальной школы требует кардинальных изменений в системе начального образования с учётом интересов этнокультурных потребностей субъектов образовательного процесса: пересмотра содержания предметных областей, совершенствования методов и приёмов организации учебной деятельности младших школьников, выстраивания системы взаимодействия с внешкольными организациями, определения базовых духовно-нравственных ценностей, разработки технологий поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.Как же вовлечь родителей в педагогический процесс по поликультурному воспитанию?Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.Поликультурное воспитание детей в детском саду осуществляется в трех направлениях:
  • Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
  • Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
  • Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
  • Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нужно использовать разнообразные средства:
  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • музыка;
  • национальные кушанья.
  • Отсюда цели работы с семьями детей по поликультурному воспитанию следующие:
  • осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
  • осуществление единства воспитательного воздействия семьи и дошкольного учреждения на дошкольников;
  • формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
  • развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
  • Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.Традиционные в ДОУ следующие формы работы с семьями:
  • Выставки совместных поделок.
  • Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
  • Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. Интересны такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.Интересна совместная с родителями организация выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.п Так связывается жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны. Технология помощи семье в поликультурном образовании. Перед педагогами стоит множество проблем: - формирование поликультурной компетенции младших школьников,- поликультурное образование в деятельности классного руководителя,- диалоговое обучение,- сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;- формирование межличностного общения у младших школьников;Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.Фундаментальной задачей поликультурного развития личности является формирование ее мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых знаний.К нам приходят ученики с начальными представлениями о природе;   они умеют небольшой опыт социальных норм поведения во всех сферах жизни человека, полученный в учреждениях дошкольного воспитания и в семье. Именно в стенах школы учащиеся должны сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, понимающей и уважающей другие культуры. Поэтому первая составляющая в формуле поликультурного образования — воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Для определения стратегии формирования воспитательного пространства сельской школы была проведена работа по выявлению социального заказа: от родителей и учащихся. Результаты анкетирования учащихся «Моя школа в будущем», деловой игры «Школа в моей жизни» позволили определить их социальный заказ: это широкое использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет в процессе обучения, углубленное изучение народных культур, изучение родного края. На родительских собраниях и просто в беседах с родителями, было выявлено их мнение о школе и запросы. Родители, среди показателей качественного образования отмечают не только высокий уровень знаний и умений, но и хотят, чтобы школьники владели такими ключевыми компетенциями, как умение  конструктивно мыслить, умение терпимо общаться, умение жить в детском поликультурном сообществе, умение проявлять инициативу  в выборе собственной жизненной позиции и умение адаптироваться в динамично меняющейся ситуации. Именно эти компетенции, по мнению родителей, способствуют успешности учеников не только в процессе обучения, но и во взрослой жизни поликультурного региона. Родители также хотят совместно с детьми  облагородить село, обозначить  памятные места.В сельской школе селаЖивайкино обучаются дети разных национальностей. В своей практике я применяю разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:•  ролевые, деловые, образовательные игры (игры народов Поволжья)•  экскурсии в школьный музей•  соревнования ( Масленица)•  викторины ( по мордовским народным сказкам);•  заочные путешествия в 3 -4 классах - путешествия по городам Мордовии; В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их активное участие в жизни класса, школы. Семья-это источник традиций, здесь ребенок получает важный опытвзаимодействий с людьми, учиться общаться, слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам. Большое значение имеет личный пример родителей и родственников. В нашем классе есть особые дни, когда мы приглашаем родителей в гости (на праздники «День Матери», «День защитников Родины», «Мои успехи в этом учебном году»). Так например, в 3 классе мы ко «Дню Матери» создали альбом «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»ебята сами написали сочинения о матерях на двух языках, подготовили стихи и песни на мордовском и русском языках. Родителям очень нравится мероприятие «Мои успехи в этом классе». Проводим это мероприятие в последние дни учебы. Каждый ученик, родитель, который активно принимал участие в жизни класса, получает благодарность (грамоты, сувениры и т.д.). У нас не бывает так, что благодарность не получил какой-либо ученик : в течение года каждый ученик проявляет себя. Сколько радости и гордости бывает на глазах у родителей за своего ребенка. Какие бы не возникали проблемы - в общение, в учебе ученика - мы стараемся решить вместе, ищем пути устранения. Решение задач, предусмотренных образовательной программой, позволит создать образовательное пространство для выполнения социального заказа в области этнокультурного образования и межнациональных отношений. Нам учителям, необходимо формировать в школе доброжелательную среду, исключающую насилие как способ решения проблем, ориентирующую школьника на позитивное, толерантное восприятие мира. Успешность поликультурного образования , в конечном счете, зависит от взаимодействия школы и всех учреждений дополнительного образования села, в системе организации единого образовательного и воспитательного пространства, основанного на преемственности, деятельности детей, их родителей, педагогов. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей поликультурного сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Причины возникновения конфликтов у детей
  • Как учить детей общаться?
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
  • Этика семейного общения у детей.
  • Воспитание терпимого отношения к людямдругих наций и вероисповедания.
  • Примерные вопросы для дискуссий(возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):
  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Нужно ли властвовать собой?
  • Возможно ли жить без конфликтов?
  • Возможные ситуации для обсуждения:
  • Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
  • Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
  • Ваш ребенок ударил одноклассника, который а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девочку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.
  • Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, не указывая имени. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
  • организация поздравлений с праздником днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогают родителям?», «Чем помочь родителям?«Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);
  • проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
  • 2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
  • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
  • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
  • Семья в целом является единым психологическим организмом, который впитывает культурные исторические традиции, перерабатывает и порождает культуру в глубоко своеобразных формах. Проблема межличностных отношений в семье оборачивается проблемой самоотношения личности к самой себе семейном воспитании реализуются межличностные взаимодействия конкретных взрослых и конкретных детей. Семья образует для ребенка внутреннее пространство его личностного развития, а семейное воспитание обеспечивает освоение ребенком этого пространства. Влияние семьи и семейного воспитания на психическое и духовно- нравственное развитие ребенка важно всегда, но особенно велико сегодня, в период глубокого кризиса современной российской семьи. На сегодняшний день в школе выработаны основные принципы взаимодействия школы и семьи, а именно:- принцип обоюдного согласия, предполагающий заботу о максимальном развитии ребенка со стороны педагогического коллектива школы и родителей обучающихся (согласно профессиональным педагогическим рекомендациям родители обязуются содействовать физическому и нравственному развитию детей);- принцип опосредованного влияния на родителей (классный руководитель может использовать многообразные методики опосредованного влияния на родителей с целью изменения семейных условий);- принцип сопереживания, обеспечивающий благоприятную дружескую морально – психологическую атмосферу для результативной совместной деятельности педагогов и родителей- принцип сотворчества и содружества учителей, родителей и обучающихся.Основные формы работы с родителями представлены в таблицеОжидаемые результаты.Результат должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды школы. Поликультурное обучение поможет каждому ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своей Родины, сформировать стремление к здоровому образу жизни, способствовать изменению социального и культурного статуса села. Знание истории, традиций, обычаев, устоев, прошлого народов, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Поликультурное обучение служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами. Литература:1.Борисенков, В. П., Гукаленко, О. В., Данилюк, А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004.. 2.Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. 3.Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 3. 4.Зиатдинова Ф.Н.диссертация «Поликультурное образование в начальной школе», 2001.5.Комплексная программа развития поликультурного образования
  • (сайт ИРО РТ);
  • 6.Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.7.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников . Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.8.Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.9.Дунин-Васович М. Воспитание школьников в духе мира . Универсальное и национальное в школьном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;10.Поликультурное воспитание детей школьного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.