Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Автор: Ляйсан Жалиловна Мартемьянова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 Фестивальный
Практические рекомендации для педагогов
Подготовила:
учитель-логопед
Мартемьянова Л.Ж.
Сургут, 2023
Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.
А. Н. Стрельникова утверждала: Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это немедикаментозный оздоровительный метод. Это гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Повышает внимание и улучшает память. В сочетании со звуковыми упражнениями она эффективна в логопедической работе. Улучшает речевое дыхание и звучность речи. Устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи.
Дыхательная гимнастики А. Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку.
Стрельникова советовала научиться тренировать нормальное дыхание с соблюдением следующих правил:
-Вдох производить как можно медленнее - втягивая воздух носом;
-Выдох производить как можно более свободно - выпуская воздух через рот, выдох должен быть шумным, резким и коротким (как хлопок в ладоши);
-После выдоха не делать паузы;
-Стараться никогда не осуществлять вдох или выдох максимально глубоко;
-Грудную клетку в процессе дыхания нельзя поднимать и опускать даже незначительно;
-Мышцы спины и лица должны быть расслаблены;
-Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха;
-Все вдохи-движения делаются в темпо-ритме строевого шага (как маршируют солдаты);
-Счёт в стрельниковской гимнастике идёт не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.
Время и место дыхательной гимнастики в режиме дня детей дошкольного возраста:
• может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды);
• на утренней гимнастике;
• физкультурном занятие;
• гимнастике после дневного сна;
• на прогулке (температура – выше 10-12);
Базовый комплекс упражнений:
Упражнение Ладошки
И.п.: встать, руки согнуть в локтях (локти вниз) и показать ладони зрителю - поза экстрасенса. Делать шумные короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулачки (хватательные движения). Плечи не должны подниматься. Сделать 4 вдоха носом (шмыгнуть носом). Затем опустить и отдохнуть 3-4 секунды – пауза (выдох через рот). Шмыгать носом нужно 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение Погончики
И.п.: стоя. Кисти рук сжать в кулачки и прижать к поясу. В момент вдоха толкать кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук вернуть в и. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены, выдох уходит. Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд не 4, а 8 вдохов-движений. Норма: прошмыгать носом 12 раз по 8.
Упражнение Насос
И.п.: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделать наклон лёгкий вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться и снова наклониться с коротким шумным вдохом с пола. Взять в руки газету или палочку и думать, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны делать ритмично, легко, низко не наклоняться, достаточно наклона в пояс. Спина круглая, на прямая, голова опущена. Накачивать шину нужно в темпо-ритме строевого шага. Делать подряд 16 вдохов-движений. Отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот.
Это упражнение очень результативно, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени. Норма: прошмыгать носом 6 раз по 16.
Упражнение Кошка (приседание с поворотом)
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни не должны отрываться от пола во время выполнения этого упражнения). Сделать лёгкое танцующее приседание и одновременно с приседанием – поворот туловища вправо – резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и такой же короткий шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибать и выпрямлять (приседание лёгкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделать подряд 32 вдоха-движения. Отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделать 3 раза по 32 вдоха-движения (32+32+32 = 96 – стрельниковская сотня).
Упражнение Обними плечи (вдох при сжатии грудной клетки).
И.п.: руки согнуть в локтях и поднять на уровне плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым объятием резко шмыгать носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест накрест), руки не менять (всё равно какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой тридцатки (32 вдоха-движения) – 3 – 4 секунды.
Упражнение Большой маятник (Насос + Обними плечи). И.п.: встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся к полу (вдох). И, сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице), наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперёд – откидывайтесь назад, вдох с пола – вдох с потолка. Выдох уходит сам (не задерживать дыхание и не выталкивать выдох).
Формирование длительного и плавно речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Детям с нарушением речевой деятельности методика А.Н. Стрельниковой предлагает следующие упражнения:
Упражнение Поём песенку
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук а (сочетания ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью;
Упражнение Немое кино
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний 2-3-х гласных звуков). Ребёнку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
Упражнение Топор
Ребёнку предлагается поставить ноги на ширине плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперёд, медленно опуская руки, произнести ух! на длительном выдохе.
Упражнение Зоопарк
Каждый ребёнок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребёнок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
Упражнение Ворона
Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания кар.
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе га, га, га (го, гы), корова – произнести на выдохе му, кошка – мяу)
Упражнение В лесу
Взрослый ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребёнку предлагается, услышав своё имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести ауф. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы: Оля, ау!, Миша, где ты?, Я здесь! и т. д., которые должны быть произнесены ребёнком на одном выдохе.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании её участвуют щёки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляционной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
Упражнение Толстяк
(картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щёки и удержать воздух в течение 15 секунд.
Упражнение Худенький Петя
(картинка-образ – худенький мальчик с впалыми щеками)
Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щёки внутрь.
Упражнение Снежок
(картинка-образ – падающие снежинки)
Губы сблизить и слегка выдвинуть вперёд трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щёки при этом не надувать.
Упражнение Дудочка
(картинка-образ – дудочка)
Высунуть узкий язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так на кончик языка, чтобы пузырёк засвистел, как дудочка.
Упражнение Пропеллер
(картинка-символ – самолёт с пропеллером)
Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался звук пропеллера от рассекаемого воздуха.
Дыхательная гимнастика является одним из действенных методов. Она не только увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, но и тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.