Реализация проекта по ранней профориентации в группе старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи «Храбрые летчики»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация проекта по ранней профориентации в группе старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи «Храбрые летчики»
Автор: Лазарева Мария Михайловна

Лазарева Мария Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 86 «Былинушка» Реализация проекта по ранней профориентации в группе старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи «Храбрые летчики» Что такое профориентация? Под термином «профориентация» следует понимать систему мероприятий, направленных на выявление личных интересов и способностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии. В настоящее время этот термин применим и к дошкольникам. В таком случае говорят о ранней профориентации детей, поскольку трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность, и у него проявляются способности и наклонности в той или иной деятельности. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в системе образования и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», мы создаем для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого и начинается путь в профессию. Детская игра — это первый профориентатор ребенка. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. В этом учебном году наш детский сад начал работу по ранней профориенции детей. Все группы названы по профессиям. Наша группа называется «Храбрые летчики». В нашей группе профориентационная работа проводится с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Коррекционное направление работы для таких детей является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда, воспитателей и родителей. Для достижения целей и решения профориентационных задач, мы в группе создали развивающую предметно-пространственную среду по теме «Профессии», уголки по сюжетно-ролевым играм с профессиональной одеждой людей разных профессий, развивающие игры профессиональной направленности. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, воля, интеллект, воображение, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Активными помощниками в организации сюжетно-ролевых игр являются родители воспитанников, которые готовят атрибуты для игр, шьют костюмы, собирают необходимые предметы и другое. Так как мы группы «Храбрые летчики» родители помогают нам обогатить Центр подготовки летчиков разнообразными моделями самолетов и вертолетов а также различной литературой по данной теме. В будущем совместно с родителями планируем изготовить модель самолета. Знания и представления воспитанников о профессии летчика формируются посредством настольных и дидактических игр, в ходе совместной деятельности. Достижение поставленных задач возможно, через организацию различных видов детской деятельности: игровая, продуктивная и т.д. Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через непосредственно-образовательную деятельность, экскурсии, беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Такие впечатлений получили воспитанники нашей группы, когда отправились вместе с родителями на экскурсию в аэропорт. Незабываемые впечатления остались у детей после посещения здания аэровокзала. Они увидели и услышали, как заходит на посадку самолёт, как встречают пассажиров, как ведётся погрузка и разгрузка багажа. Дети представили себя пассажирами воздушного транспорта: посидели в зале ожидания, послушали объявление о посадке самолёта, помечтали, кто - куда бы полетел. В заключении экскурсии, рассмотрели вертолёты и самолеты находящиеся на Аллеи Почета авиационной техники. 9 февраля наши воспитанники отметили день гражданской авиации в России. Это профессиональный праздник, который отмечают пилоты, бортпроводники, представители технических служб аэропортов. В ходе виртуальной экскурсии в музей "Авиации" дети познакомились с историей создания и развития гражданской авиации в нашей стране. Воспитанники, окунувшись в мир авиации, создали для себя головной убор пилота, затем экипажи с большим желанием участвовали в спортивном соревновании, показав ловкость, быстроту и выносливость. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Важно чтобы ребёнок понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Следовательно, можно говорить о том, что эффективность организации профориентации в детском саду – это и есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.