Организация предметно развивающей среды для детей с ОНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация предметно развивающей среды для детей с ОНР
Автор: Дьяконова Светлана Иосифовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №22 Г. СТАВРОПОЛЬ»Выступление учителя огопеда Дьяконовой С.И. на итоговом родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности.МАЙ 2022Г.Уважаемые родители! Вот и подошел к концу наш с вами учебный год. Главная цель пребывания в логопедической группе: коррекция речевых нарушений детей. В течение года плановая работа по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи, элементам обучению грамоте проводилась, на фронтальных и подгрупповых занятиях. Индивидуальные занятия были посвящены работе над звукопроизношением. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий, а также воспитатель  ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними контролирует произношение поставленных звуков.На неделю бралась определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по перечисленным разделам программы (Бардышева Т.Ю.). В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети охотно идут на речевой контакт, исправляют неправильно произносимый звук, активно участвуют в занятиях.Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д. Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. И нам с вами, никак нельзя забывать о проблемах наших детей. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради.)Занятие по обучению грамотеСуществует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Гласных звуков в русском языке шесть: а, о, э, ы, и, у, их можно петь. Гласные звуки обозначаем квадратиками красного цвета.Согласными называются такие звуки, при образовании которых воздух проходит через рот несвободно, т.е. встречает препятствия. Согласные звуки бывают твердые: п, м, т, с - мы обозначаем квадратиками синего цвета. Мягкие согласные: пь, ть, сь - обозначаем квадратиками зеленого цвета.Буквы называем не «Бэ, ВЭ, Пэ…», а «Б, В, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению. Учим читать детей по букварю (Н.В. Нищева).Мы учим детей выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.Например: Выделение звука «а» в словах:Аист – мы слышим звук «а» в начале словамука – мы слышим звук «а» в конце словалак – мы слышим звук «а» в середине словаРазвивать навык звукового анализа и синтеза слов..- слоговая структура слова.Если вы слышите , что ваш ребёнок проговаривает слово не правильно, переставляет , недоговаривает слоги в слове, проговаривайте эти слова многократно, Записывайте плохо проговариваемые слова, чтобы отслеживать их в речи ребёнка и постепенно произносите их с ребёнком и успех будет на вашей стороне.развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)Например: Яблоко, груша, огурец, лимон. Какой предмет лишний?- огурец. Почему?- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.- развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Обсудите прочитанное.На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!