Конспект интегрированного занятия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия
Автор: Мустафаева Лиля Зудиевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 97 «ДОБРЫНЮШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ул. 1 Конной Армии, 15, г..Симферополь, Республика Крым, 295024, тел.:(0652) 49-70-08Интегрированное занятие по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание в подготовительной группе «Путешествие колобка» с использованием ИКТ и игровых технологий Выполнила: воспитатель Мустафаева Л.З. г. СимферопольИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Программные задачи:Обучающие: Формировать понятие «экономика». Формировать представление о денежных знаках. Формировать умение детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на всё, что хочется купить). Познакомить детей с деньгами России, США, Европы, дать определение понятий «монеты», «купюры». Формировать знания детей о необходимости труда с целью удовлетворения потребностей. Упражнять детей в умении использовать полученные ранее знания в решении конкретных экономических задач.Развивающие: Закрепить понятия: «бюджет», «цена», «банк», «зарплата», «пенсия», «обмен». Развивать умение размышлять, делать самоанализ, осмысление. Развивать познавательные процессы: внимание, мышление, память, воображение, речь. Развивать экономическое, логическое мышление. Воспитывающие: Воспитывать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам, как средству оплаты труда членов семьи.Предварительная работа: презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», беседа «Что такое реклама» чтение художественной литературы: В. Крючкова «Путешествие Экономика и его друзей», К. Чуковский «Муха-цокотуха»; дидактические игры: «Профессии», «Какие бывают доходы», «Наоборот», «Что нельзя купить»; сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», индивидуальная работа: игра «Я ищу работу».Словарная работа: Обогащение словаря: заработная плата, бюджет, прибыль, спрос, бартер, обмен, опт, индивидуальный предприниматель, излишки, доход,Активизация словаря: экономика, доход, реклама, бизнес, банк, банкомат, цена.Оборудование: Деньги разного достоинства (купюры: 10,50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, ноутбук, касса, банкомат, игра «Что можно купить?», магазины с товарами, азбука, костюмы для детей, ноутбук с презентацией, музыкальная колонка.Ход НОД:Под музыку дети входят в заВоспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, вас приветствует подготовительная группа «Радуга» детского сада «Добрынюшка».Музыкальное приветствиеВоспитатель: Мы рады видеть вас в нашей уютной группе. Надеемся, что вам понравится наше представление. Ребята, проходите, присаживайтесь (дети садятся на места).Звучит музыка «В гостях у сказки» Сказочница открывает ставниСказочница:За горами, за домами,Во густом лесу,Стоит избушка –Во все стороны вертушка.Мы там не бывали,Мы этого не знали…Это присказка! А сказка? –Сказка будет впереди!Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (ответы детей -сказочница)Здравствуй, сказочница. Мы с удовольствием послушаем твою сказку.Сказочница: Ой, и рада бы вам сказку рассказать, но не до этого мне теперь!Воспитатель: Что же случилось?Сказочница: Беда у нас в лесном царстве. Нет ладу у зверей! Пропала наука экономика. Все звери править хотят, а лесное царство не игрушка, там грамотность нужна. Была у нас книга волшебная по экономической грамотности. Да что-то случилось с ней. Книгу открываем, а листочки все чистые. Как быть! Никто не знает, как лесной страной управлять, чтоб жили звери в ладу и согласии.Воспитатель: Уважаемая сказочница, тебе несказанно повезло! Ведь наши ребята как раз изучают эту науку и с удовольствием поделятся своими знаниями. Поможем, ребята? (Да) Мы постараемся заполнить эту книгу полезной информацией.Давайте все вместе отправимся в увлекательное путешествие по миру экономики.Звучит музыка, дети-герои проходят в свои домикиВоспитатель (на фоне звучит тихая музыка)Сейчас мы сказку вам расскажем,В ней известные герои.Приглашаем в теремок всех зайти на огонекМы расскажем вам о том.Как по- новому живем.СказочницаВыходит из домикаИспекли дед с бабкой Колобок,«Посиди, - говорят, дружок.Остудись немножко,Да погляди в окошко».А он глядь на экран телевизора,А там передача идет«Новости экономики» -Так ее диктор зовет.И никак Колобок не поймет,Что же такое экономика,Какая в ней выгодаИ какой в ней толк?Побежал Колобок по дорожке,У него быстро выросли ножки.И добежал он до теремка,Может, здесь есть экономика.Промчались года, промчались столетияА теремок все так же стоитИ звери все те же, но как изменились,Ведь время вперед непрерывно летит.(музыкальная партия-Колобок подходит к теремку, стучится)Колобок: Кто, кто в теремочке живет?Мышка:Я, Мышка – норушка,На сыроварне служуЗа изготовлением сыраЯ каждый день слежу.Сыр Заберет СупермаркетИ покупатель любой.Будут бутерброды, пицца.Такой перекус Зверушкам пригодится.Такая работа мне прибыль дает,А от зверушек – любовь и почет.Прибыль это- хорошая для продавца разница между доходами и расходамиМышка показывает табличку с термином ПРИБЫЛЬ и отправляет его в АзбукуКолобок: Спасибо тебе мышкаА теперь пойду к лягушке,Что расскажет мне квакушка.(музыкальная партия)Колобок: Здравствуй лягушка, зелененькое брюшко.Лягушка:Здравствуй, милый колобок.Открыла я нынче в лесу магазин.Идет покупатель один за другим.На технику нынче повышенный спроскому телевизор, кому пылесос.Есть видео, фото и центр музыкальныйНа разные вкусы товар уникальный.Колобок: а дорого ль стоит Ваш пылесос?Лягушка: Всего 15рублей, такого нигде не найдешь.Бизнес- это деятельность, направленная на получение прибылиСпросс – это желание покупателя купить именно этот товар. Именно по этой цене.Лягушка показывает таблички с терминами «СПРОС, БИЗНЕС» и отправляет его в АзбукуСказочницаА чтоб магазин открытьНадо умным очень бытьВот задачки на экранеПокажите свои знанья.Воспитатель: Ребята, а вы умеете решать задачи? Тогда внимание на экран.(Викторина. Дети с экрана- видеоряд -задачки).1. В двух соседних лесных магазинах продавали клубнику. В одном магазине по 10 рублей за 1 кг, а в другом магазине по5 рублей за килограмм. Как вы думаете, в каком магазине ягоды раскупят быстрее? Почему?2. Мальчик купил в киоске порцию мороженного. А фирма приобрела 10 пар красных сапожек. В каком случае речь идет об оптовой закупке?РебенокОпт-это покупка и продажа предметов потребления большими партиями, значит фирма совершила оптовую закупку.Ведущая: Этот термин мы тоже можем отправить в нашу азбуку.берет табличку ОПТ и отправляет в азбуку3. В селе Простоквашино очень любят мороженное. Как вы думаете, когда на него больше спрос: летом или зимой. Почему?4. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?(Речь идет о банке. Банк – это учреждение, где хранятся деньги)5. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас?(Карабас барабас придумал скидки)6. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешёвый? Какой самый прочный?7. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?(Жители королевства узнали о салоне из рекламы. Реклама — способ донести информацию о товаре до потребителя)Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Давайте вернемся в сказку и посмотрим, где сейчас наш колобок.Колобок.А я сейчас зайду сюда. Это салон «Волшебница» Кто же здесь волшебник?ЛисаВолшебница здесь я – Патрикеевна-кума.Я – индивидуальный предпринимательВеликолепный парикмахер.Кто хочет быть красив всегда,К услугам тех – кума-Лиса!Индивидуальный предприниматель –это человек, который ведет свое дело и лично занимается его управлениемПоднимает табличку ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ и отправляет ее в азбукуКолобок.Вашим услугам каждый рад,Я ж к сожаленью, лысоват.Мы к Вам с дедушкой придемЕму бородку подстрижем.Я к Медведю поспешуПоспешу, поговорю.(музыкальная партия медведя)Колобок:Здравствуй, Мишенька - медведь.Чем занят ты, скорей ответь.МедведьЯ мед душистый поставляю,Всех зверушек им снабжаю.Ценился мед во все векаВ нем и здоровье, и краса!И за границу он идет,Там тоже люди любят мед.Без труда мёда не поешь.Колобок:Медок душист и ароматен,Для настроенья он приятен.Слышу, музыка играетИ народ сюда шагает.Ярмарка(Музыка ярмарочная. Выходят Зазывалы со словами, в это время открывают ярмарочные атрибуты, реклама над каждой палаткой)Ребенок-зазывала1.К нам сюда скорее просим,Подходи, честной народ.Веселиться начинайте.Всех нас ярмарка зовет!Подходите, граждане,Угодим каждому!Ребенок - зазывала 2:А на ярмарку народ собирается,А на ярмарке веселье начинается,Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.(все дети подходят к столам)Ребенок:(подходит к мышке)Сколько стоит такой сырок?Мышка: За ценой не постою, такие сырки по восемь рублей отдаю.Лягушка: Заходите дети, выбирайте, спрашивайте цену, покупайте.Воспитатель: (Обращается к детям)Ребята, посмотрите, сколько товаров припасла для нашей ярмарки лягушка. Давайте каждый присядет за столик. Перед вами лежат товары с указанием цены и некоторое количество денег, подумайте и сделайте покупку. Дидактическая игра «Покупки» (у детей на столиках карточки с товаром и ценой, деньги)Вопросы воспитателя (Лера, что ты купила? Какова цена товара, хватило ли тебе денег? Сколько нужно добавить и т. д.)Воспитатель: с такими хорошими знаниями вы смело можете самостоятельно совершать покупки. Я бы хотела уточнить. Что же такое цена?Ребенок: Цена –это денежное выражение стоимости товара или услуги.Воспитатель: Верно. Давайте отправим термин «цена» в нашу азбукуЛиса: Сюда, ребята, посмотрите и товар купите.Товар — продукт труда, произведённый для продажиКладет табличку с термином «товар» в азбукуВсе кто нуждается в красевставайте в очередь к лисе!Ребенок: Скажите, пожалуйста, сколько стоит этот шампунь?Лиса: Этот шампунь называется «Крапива» и стоит 5 рублейРебенок: Я его покупаю! (расплачивается, отходит в сторону, рассматривает)Ребенок: Мне бы хотелось купить этот одеколон.Лиса: Этот одеколон с ароматом лесного ландыша, стоит 8 рублейРебенок:Скажите, пожалуйста, что это за крем?Лиса: Этот крем называется «Прополис». Он очень полезен для детской кожи, стоит он 8 рублей!Колобок (подходит к медведю)А какой ты медведь производишь обмен?Медведь.Я мед на автомобили меняю,Так сделки по бартеру осуществляю.Товар на товар, обмен на обмен,Так нынче живет Медведь – бизнесмен.Бартер –это обмен товара на товарБерет табличку БАРТЕР-ОБМЕН, кладет в азбукуКолобок.Есть старое авто у деда,Ездить не будет – спина болит,У него радикулит.Воспитатель: Возможен обмен авто на мед,Любая болезнь сразу пройдет.А у тех и ум в порядке,Кому легки загадки.Слайдшоу с загадками1. Люди ходят на базар: там дешевле весь (товар)2. На товаре быть должна обязательно (цена)3. В кошелек мы их кладем,С ними в магазин идем (деньги)4. Как ребенка нет без мамы, сбыту нет и без (рекламы)5. Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)6. И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)7. Расчет зарплаты знать пора проводят в срок (бухгалтера)8. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)Воспитатель: Молодцы ребята, сильны вы в экономике.Умеют звери все трудиться, а в свободное время веселиться.А сейчас честной народ, становитесь все в хоровод!Физминутка. Музыкальная игра «Золотые ворота»(после игры дети сели, герои стоят)Мышка.Мы славно нынче потрудились,Мы ни минутки не ленилисьТеперь доход считать начнем,Излишки в банк все отнесем.Доход- это денежные средства, полученные за какую либо работу за определенный срокИзлишки – это чрезмерное количество чего-либо, больше нормыДОХОД-ИЗЛИШКИ, -клеит таблички в азбукуЗаяц: Открыл, намедни банк в лесу,Зверей я всех в свой банк зову.Кладет табличку с термином «банк» в азбукуКлиентов я не обмануИ деньги в банке сохраню.Подальше положишь, поближе возьмешь!Персонажи идут в банк сдавать деньги. Банкомат, стол, имитация банка.(музыкальная партия, вбегает волк. Медведь старается загородить зверей).ВолкЗнаю, любите трудиться.Знаю, деньги есть у вас.я работать не хочу,лучше деньги отберу,Открывайте кошельки,Отдавайте денежки!Звери: А у нас их нет.Волк: Так я вам и поверил. Вы же получаете зарплату?Мышка: Да, получаем, Зарплата-это определенное количество денег уплаченные работодателем за проделанную работуЛиса: Только у нас все деньги в банке.Волк: Ну, так я эту банку вмиг отыщу. Какая она- железная или пластмассовая?Колобок: Звери отнесли деньги в банк. А взамен получили банковские карточки для использования в банкоматах. Без забора да без запора не спасёшься от вора.Вешает табличку БАНК в азбукуВолк: Эх, какая операция провалилась. А так хорошо все начиналось.Лягушка: Не расстраивайся, Волк. Ты попроси зайца, может он возьметтебя к себе в банк на работу.Волк: Звери, вы меня простите,На работу в банк возьмите.Буду банк вам охранять,От врагов вас защищать!Заяц: Хорошо берем тебя охранником.Была бы охота — будет ладиться работа.(Заяц надевает на волка костюм охранника, все садятся на свои места).Колобок:Спасибо, вам, звери за песни, за пляски.Ну, а мне пора бежать.Спасибо, звери за урок,Вот теперь-то понял яВ чем здесь экономика.Чтобы прибыль получить,Нужно денежку вложитьИ свой труд распределить.Открою для деда и бабыХорошую хлебопекарню,Чтобы было им легче печь,Куплю для них СВЧ – печь.Пусть на кнопочки нажимаютИ пирожки в ней выпекаютОни и вкусны, они и сочныНе будут они у нас дороги.Всех вас к чаю приглашу,Пирожками угощу!Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вот мы и поделились знаниями о том, что такое Экономика. А вы знаете, откуда произошло это понятие:Впервые слово экономика было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем. Оно было образовано путем соединения двух слов «Эйкос»- хозяйство, «Номос» -закон. Значит экономика - это законы хозяйстваВоспитатель: Если денег накопить, можно многое купитьЕздить можно на курорт,Есть конфеты первый сортМожно кушать виноград,Много книжек для ребятПокупать нам каждый день(если это вам не лень).Так что лучше экономить,Чтобы всё осуществитьЭкономика поможетДеньги правильно копитьВот для этого друзья нужно нам, считаю яЭкономику учить и что хочется купить.Вот мы собрали нашу Экономическую азбуку. Посмотрите, сколько здесь важных и нужных терминов. Мы передадим ее в лесное государство, чтоб звери могли правильно управлять своей страной с помощью такой нужной науки – Экономика.Воспитатель: Уважаемые гости, а сказку вам показали дети группы Солнышко.