Работа над постановкой дыхания с учащимися младших классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над постановкой дыхания с учащимися младших классов
Автор: Коваль Марина Вячеславовна


МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ И ОТКРЫТЫЙ УРОК КОВАЛЬ М.В. (ФЛЕЙТА) ПО ТЕМЕ :
РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ ДЫХАНИЯ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Преп. Коваль М.В. (флейта), открытый урок с Белозёровой А., 2 класс, 03.12 2022 г.
Первоначальной задачей на начальном этапе обучения игре на флейте является постановка исполнительского дыхания, это самая важная и сложная задача в работе с начинающими флейтистами. Этот период требует самого пристального внимания и контроля со стороны .преподавателя.
В имеющейся в нашей стране методической литературе для духовых инструментов, уделено немалое внимание исполнительскому дыханию, в которой излагаются общие положения , связанные с физиологией и постановкой дыхания.
Основополагающей в исследовании вопроса исполнительского дыхания является научная деятельность профессора Московской консерватории по классу флейты Ю.Н.Должикова. Опираясь на собственный многолетний практический опыт и научные исследования в области дыхания , проведенные в лаборатории музыкальной акустики и звукозаписи Московской консерватории и лаборатории физиологии пения музыкально-педагогического института им .Гнесиных, Ю.Н.Должиков выявил некоторые закономерности исполнительского процесса при игре на флейте.Анализ результатов большой исследовательской работв Ю.Н.Должикова в области дыхания флейтиста позволяет утверждать о перспективности использования в исполнительской практике смешанного типа дыхания.
Дыхательные мышцы делятся на мышцы вдоха и выдоха. Вдыхательные мышцы- дафрагма и межреберные, выдыхательные- мышцы брюшного пресса и внутренние межреберные. Дыхательные мышцы ( в первую очередь- диафрагму и брюшной пресс) следует рассматривать как компоненты исполнительского аппарата наряду с языком, губами, пальцами и др.Поэтому вместе с такими определениями, как техника языка, губ, пальцев, Ю.Н.Должиков вводит такое понятие, как техника дыхательных мышц.Наиболее рациональное использование техники вдоха предлагается в работе Техника дыхания флейтиста
Движение воздуха, скорость, регулирование и управление объемом ,необходимые для звукообразования,-навыки ,овладение которыми не возможны без длительной и систематической тренировки дыхательного аппарата.
На открытом уроке с уч-ся 2 класса Белозёровой Анастасией показываем упражнения на тренировку и развитие дыхательного аппарата. Начинаем занятие без игры на инструменте. Очень распространенное упражнение- Собака на жаре.Все видели, как дышит собака, когда жарко. Высунув язык,она начинает дышать. Сначала медленно, потом все быстрее. Хорошо видно, что при выполнении этого упражнения, начинают работать мышцы диафрагмы и брюшного пресса.(для наглядности надеваем резинку на область вокруг диафрагмы. Резинка расширяется и хорошо видна работа мышц) Следующее упражнение на выдох- при резком , быстром выдохе напрягаются мышцы пресса, окружающие диафрагму, При последующем вдохе – начинают работать мышцы диафрагмы. Упражнения на более продолжительный выдох можно начинать, когда ребенок начнет ощущать, куда и откуда идет воздух. ( сдувать перышко, удерживать выдохом листок бумаги на стене) Следующее упражнение Настя показывает на головке флейты-толчками (резкими выдохами воздуха без языка, затем с его участием) исполняет ритмическую попевку Андрей-воробей ( можно взять другую).По движению резинки видно, как работает диафрагма и брюшной пресс.
Тренировка всего мышечного дыхательного аппарата ( особенно мышц диафрагмы и брюшного пресса), упражнения с различной скоростью выдыхаемого воздуха и разными группировками должны быть обязательными и постоянными. Приобретенные навыки во взаимодействии с другими органами , способствуют образованию выразительного и красивого звука флейты.
HYPER13PAGE HYPER15
3