«Воспитание эмоционально-эстетического отношения к природе у учащихся средствами изобразительного искусства»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание эмоционально-эстетического отношения к природе у учащихся средствами изобразительного искусства»
Автор: Пенькова Инна Сергеевна

Пенькова Инна Сергеевна
МБУ ДО ДШИ г.Шебекино
Преподаватель изобразительного искусства
Статья на тему:
Воспитание эмоционально-эстетического отношения к природе у учащихся средствами изобразительного искусства
Природа - это неизменные источник красоты, которая является не только музой в творчестве художников, поэтов, музыкантов, философов, но и источником жизни всего живого на планете. И поэтому в последнее время все больше внимание стало уделяться экологической проблеме. В этой связи появилась, необходимость актуализации экологического воспитания личности. А так как школа является одним из центральных звеньев воспитания эмоционального, ценностного, эстетического, нравственного отношения к природе и вообще к жизни у школьников, а главное то, что дети это наше будущее и особое внимание нужно уделить их эмоциональному и эстетическому воспитанию.
Целью статьи является, рассмотрение и выявление роли и возможностей искусства в воспитании эмоционального и эстетического отношения к природе у учащихся художественной школы. Это ориентировано на то, что бы чувство и понимания красоты природы создавало в ребенке особенное эмоционально психическое состояние, что является частью эмоционального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Важное в воспитании эмоционального отношения к природе, что бы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны, это единое целое, части одной большой системы. И поэтому забота о природе, это забота и о самом себе. Необходимо донести до школьников, что нанося вред природе, мы вредим человечеству, эти действия безнравственны. Это помогает вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, через сопереживание сострадание, которые помогут войти в жизнь живого существа изнутри, так определял этот процесс В. Сухомлинский.
Искусство, понятие широкое, и включает в себя разные виды - архитектуру, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптуру, графику. Искусство, это способ эмоционального и образного познания окружающего мира. Одна из главных особенностей изобразительного искусства – его направленность на человека.
Встречу с прекрасным, могут организовать занятия в художественной школе, так как все виды искусства тесно соприкасаются с природой и ее явлениями. Живопись – в ярких красках отображает всю красоту природы, каждого уголка, цветка, дерева, всех времен года. Художник пытается донести своему зрителю, что это и есть прекрасное и неповторимое то, что дарит нам природа и нужно научиться беречь и ценить этот дар. Другие предметы художественного цикла, такие как скульптура, предоставляют возможность напрямую прикоснуться к природе, например работа с глиной, которая доставляют большое удовольствие школьникам и вызывает бурю эмоций. Занятия рисунком на улице или пленэре не менее увлекательны, научится передавать строение дерева, цветка, бабочки, животных, это тоже накладывает эмоциональный отпечаток на ребенка. И хотелось бы остановиться на декоративно - прикладном искусстве, так как наиболее ярко традиции и культуру России характеризует ДПИ.
Народное искусство понятно детям, так как формы просты и условны, цвета яркие, сочные привлекающие взгляд. Здесь отсутствует реалистическое изображение мира, что так же привлекает юных художников.
Выполняя изделия, учащиеся напрямую прикасаются к природе будь - то роспись, так как все сюжеты или элементы относятся к числу биоморфных, зооморфных и других, конечно же, они стилизованны, но остаются так же узнаваемы.
Программа по декоративно - прикладному искусству может включать такие разделы как: традиционная кистевая роспись – изучение все возможных росписей, а так же лепка и роспись народных игрушек; Художественная обработка волокнистых материалов – вышивка, аппликации из ткани; Работа с природным материалом – это соломенная игрушка, резьба по дереву; Художественная роспись по ткани – выполнения батика. Вышивка на платье у крестьянки изображала символически: деревья, солнце, землю, и многое другое. Обряды, проводимые народом в честь матушки земли, так же показывают связь людей с природой.
Изучение декоративно - прикладного искусства соприкасается с историей русского народа, что не менее важно в процессе формирования эстетического отношения к природе. Декоративное искусство, воспитывает трепетное отношение к прекрасному, а так же ребенок гармонично развивается, благоприятно воздействует на формирование эстетической культуры человека. Произведения созданные руками народных умельцев, отражают любовь к природе, родному краю.
Особой задачей перед педагогами стоит пробудить и воспитать с помощью искусства и творческой деятельности в каждом школьнике художника природы, защитника ее красоты, ее ценности и богатства.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.