Внеурочная деятельность


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность
Автор: Татьяна Владимировна Гришнева

Пояснительная записка Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровье сберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровье сберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровье затратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы. Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Новизна   программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Цель:  формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира; формирование у учащихся стремления быть здоровым душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, законами общества. Задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья;воспитание у ребенка потребности быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости, создать условия, при которых ребенок захочет заботиться о своем здоровье, захочет научиться как его сохранить и укрепить.Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут (во 2-4 классах).Форма обученияпо количеству обучающихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.по месту проведения: школьная, внешкольная.Форма занятияЗанятия в классе и природе, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники игры, викторины, экскурсии, беседы.Планируемые результаты освоения программы В результате освоения программы курса «Час здоровья» формируются личностные, метапредметные  и предметные действия. Уровни воспитательных результатов:1 уровень Приобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем.2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде).3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.Личностные результаты:
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к своему здоровью различными средствами;
  • воспитание ответственного отношения к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения своего организма.
  • Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  •  Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации;
  •  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  •  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  •     Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
  • применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
  • составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
  • самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
  • играть в подвижные игры, соблюдая правила;
  • применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
  • Тематическое планированиеСодержание программыВведение «Вот мы и в школе» (4ч.)«Здоровый образ жизни, что это?». Личная гигиена. В гостях у Мойдодыра. «Остров здоровья».Питание и здоровье (5ч.)Игра «Смак». Правильное питание – залог физического и психологического здоровья. Вредные микробы. Что такое здоровая пища и как её приготовить. «Чудесный сундучок».Моё здоровье в моих руках (7ч.)Труд и здоровье рядом идут. Наш мозг и его волшебные действия. День здоровья. «Хочу остаться здоровым». Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Экскурсия «Природа – источник здоровья». «Моё здоровье в моих руках».Я в школе и дома (6ч.)Мой внешний вид – залог здоровья. «Доброречие».  С. Преображнский «Капризка». «Бесценный дар зрение». Гигиена правильной осанки. «Спасатели , вперёд!».Чтоб забыть про докторов (4ч.)Шарль Перро «Красная шапочка». Движение это жизнь. День здоровья. «Дальше, быстрее, выше». «Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности.Я и моё ближайшее окружение (4ч.)Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». В мире интересного.«Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)Я и опасность. Лесная аптека на службе человека. Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Чему мы научились и чего достигли.Календарно – тематическое планирование