Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда.
Автор: Воробьева Инна Валерьевна

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда.Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия, основатель этого подхода, отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.Количесвто детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года и это не значит, что с ребёнком что-то не так, ребёнок может быть здоров и физически, и умственно, просто его мозг, который ещё развивается, не справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, нам, специалистам, необходимо знание нейропсихологии.Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Структура речи очень сложна – это и гностическая, смысловая и практическая функции, с помощью которых строится смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.Речь, как и любая другая высшая психическая функция осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга:1. Энергетический блок. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля.При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительными. Они вялы, эмоционально неуравновешенны, часто болеют. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, – гипо или гипертонус. Дети пишут «как курица лапой», долго не могут научиться завязывать шнурки. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма); вычурные позы; дизартрии, дисграфии; сужение полей зрения. Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное написание букв). Так же этот блок обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений. При недостаточном развитии 3 блока ребёнок не может себя контролировать и выполнять действия по образцу, им трудно решать смысловые задачи. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.До 12-14 лет межполушарные связи окончательно формируются.По средствам нейро-психологических приемов, игр и упражнений на занятиях по развитию речи можно решить следующие задачи:1) развитие мелкой и общей моторике2) развитие артикуляционной моторики3) общие речевые навыки4) развитие связной речи5) обогащение словарного запаса6) развитие фонематического слуха7) развитие ВПФ8) работа над слоговой структурой слова9) самая основная задача работа над звукопроизношениеНейроигры в работе логопедаВедущим видом деятельности детей дошкольного возраста является, конечно же, игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей.
  • «Часики» и «Качели» с пальчиком.
  • Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
  • Упражнения с ватной палочкой.
  • Поднятие кончика языка к верхней губе, удержание палочки + кинезио. Ватная палочка находится на языке + кинезио.Ватная палочка укладывается под язык, кончик языка стремится к подбородку + кинезио.Палочка укладывается под язык, язык упирается в нижние резцы+кинезио.Палочка помещается в положение губ «Дудочка», щеки попеременно наполняются воздухом и спускают его.Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается память, внимание, речь.
  • «Колечко».
  • Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно. При этом ребенок это делает вместе с автоматизацией звуков.
  • «Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное).
  • Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).
  • «Кулак-ребро-ладошка».
  • Можно применять в заучивании скороговорок, стихов. (Бра-бро-бру-бры…, Ехал Грека через реку…).
  • Игры с мячом.
  • 1) Одной рукой ребенок бросает мяч, другой - ловит. Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Антонимы», «Назови ласково». 2) Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой. «Живое-неживое», «Летает-не летает» - отбивать мяч правой рукой на звук Ш, на звук Ж – левой. 3) Проговариваем скороговорку, перебрасывая мяч из руки в руку на каждое слово.
  • Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук.
  • Приготовим два стаканчика разного цвета, твердые камни (будут обозначать твердый звук) и мягкие помпоны (мягкий звук). И далее дифференцируем твердые, мягкие звуки. Помпоны и камешки берем не руками, а пинцетом.Игры с прищепками, пирамидками, поп-ит и др., делаем все одновременно двумя руками, для автоматизации звуков.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. На групповых занятиях по грамоте в качестве физминутки: ладушки, кулак ребро ладонь, ухо нос, колечки, капитан класс, стол класс, заяц-коза, блинчики, зеркало, попробуй повтори и тд.Эти упражнения и игры заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Также способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, дает возможность логопедам более качественно и интересно вести свою работу.