Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Автор: Максимова Ирина Евгеньевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА–НА-ДОНУ «ГИМНАЗИЯ №118»ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА(дошкольный уровень) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк основной образовательной программе дошкольного образования МБОУ № 118по развитию речи(автор: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет.)В рамках реализации программы «От рождения до школы»авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Составители программы: Воспитатель: Максимова.И.Е. Кияшко.Н.С.г. Ростов-на-Дону2021 – 2022 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная рабочая программа разработана на основе: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014);Комментарии к ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28.02.14);Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и среднего образования РО № 24\4.1.1-5025 от 14.08.15);Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» № 59-52/193/3 от 19.01.2017г., с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МБОУ (на 2л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО;СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года;Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 6173 от 03.02.2016г. Устав МБОУ Гимназия № 118Основной образовательной программы МБОУ Гимназия № 118 (дошкольный уровень). Направленность: образовательная область «Речевое развитие»ЦЕЛИ: развитие свободного общения со взрослыми и детьми;развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;практическое овладение воспитанниками нормами речи.- формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг .-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;развитие литературной речи;приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.ЗАДАЧИ:владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка —блюдце, стул— табурет —скамеечка, шуба —пальто —дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в;т — с — з — ц.Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка—утенок—утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).Помогать доброжелательно общаться друг с другом.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.Художественная литература.Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.ПРИНЦИПЫреализации рабочей программы по развитию речи основываются на основных принципах программы «От рождения до школы»(под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой): развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям)возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;комплексно-тематического построения образовательного процесса; варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.ОБЪЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов.ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:организованная-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается; совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская; дидактические игры; КОНТИНГЕНТ ВОСПИТАННИКОВ:Всего детей по списку: 33 человекаГруппа здоровья: I- 30 , III- 3 .Пол: мальчиков- 17 , девочек- 16.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:Реализация рабочей программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение:Материально-техническое обеспечение:в группе имеется интерактивное оборудование – телевизор, ноутбук,; мольберт для демонстрации наглядных пособий, детская мебель, художественные материалы для реализации программы.Информационные и технические средства: Телевизор, ноутбук;CD и аудио материал;Электронные ресурсыЭлектронный банк презентаций с учетом учебно-тематического планирования по программе «ОТ рождения ДО школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;- формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг .К концу года дети должны уметь:слушает новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию;Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; может выучить небольшое стихотворение;отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться; разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы;способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли или игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;может принимать участие в беседах о театре;Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСоставлен в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022учебный год, утвержденным приказом директора от 31.08.2021 года.(возраст детей 3-4 года)В примечании указывается ссылка на электронный ресурс (при наличии) или перенос занятия с указанием формы и даты его проведения. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:Уровень овладения программойопределяется в ходе проведения диагностических занятий в сентябре и мае учебного года в соответствии с авторской методикойВ.В. Гербовой по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Методическое обеспечение:Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), - М.: Мозайка-Синтез, 2014ГербоваВ.В.Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. 3-4 года. ФГОС - М.: Мозайка-Синтез, 2014