Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Автор: Максимова Ирина Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА–НА-ДОНУ «ГИМНАЗИЯ №118»ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА(дошкольный уровень) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк основной образовательной программе дошкольного образования МБОУ № 118по развитию речи(автор: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет.)В рамках реализации программы «От рождения до школы»авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Составители программы: Воспитатель: Максимова.И.Е. Кияшко.Н.С.г. Ростов-на-Дону2021 – 2022 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная рабочая программа разработана на основе:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014);
  • Комментарии к ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28.02.14);
  • Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и среднего образования РО № 24\4.1.1-5025 от 14.08.15);
  • Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» № 59-52/193/3 от 19.01.2017г., с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МБОУ (на 2л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года;
  • Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 6173 от 03.02.2016г.
  • Устав МБОУ Гимназия № 118
  • Основной образовательной программы МБОУ Гимназия № 118 (дошкольный уровень).
  • Направленность: образовательная область «Речевое развитие»ЦЕЛИ:
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • - формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг .-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • ЗАДАЧИ:
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  • Развивающая речевая среда.
  • Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
  • Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).
  • В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).
  • В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
  • Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
  • Формирование словаря.
  • На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  • Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
  • Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка —блюдце, стул— табурет —скамеечка, шуба —пальто —дубленка).
  • Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
  • Звуковая культура речи.
  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в;т — с — з — ц.
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
  • Грамматический строй речи.
  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  • Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка—утенок—утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  • Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
  • Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
  • Связная речь.
  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  • Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
  • Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
  • Художественная литература.
  • Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
  • Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
  • Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
  • Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
  • ПРИНЦИПЫреализации рабочей программы по развитию речи основываются на основных принципах программы «От рождения до школы»(под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой):
  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям)
  • возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
  • ОБЪЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов.ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
  • организованная-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
  • совместная деятельность взрослого и детей,
  • самостоятельная деятельность детей:
  • игровая,
  • коммуникативная,
  • продуктивная,
  • познавательно-исследовательская;
  • дидактические игры;
  • КОНТИНГЕНТ ВОСПИТАННИКОВ:Всего детей по списку: 33 человекаГруппа здоровья: I- 30 , III- 3 .Пол: мальчиков- 17 , девочек- 16.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:Реализация рабочей программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение:Материально-техническое обеспечение:в группе имеется интерактивное оборудование – телевизор, ноутбук,; мольберт для демонстрации наглядных пособий, детская мебель, художественные материалы для реализации программы.Информационные и технические средства: Телевизор, ноутбук;CD и аудио материал;Электронные ресурсыЭлектронный банк презентаций с учетом учебно-тематического планирования по программе «ОТ рождения ДО школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
  • - формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг .К концу года дети должны уметь:
  • слушает новые сказки, рассказы, стихи;
  • участвует в обсуждениях, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию;
  • Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; может выучить небольшое стихотворение;
  • отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
  • способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться;
  • разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы;
  • способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);
  • умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
  • умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре;
  • взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
  • может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли или игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
  • может принимать участие в беседах о театре;
  • Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСоставлен в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022учебный год, утвержденным приказом директора от 31.08.2021 года.(возраст детей 3-4 года)В примечании указывается ссылка на электронный ресурс (при наличии) или перенос занятия с указанием формы и даты его проведения. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:Уровень овладения программойопределяется в ходе проведения диагностических занятий в сентябре и мае учебного года в соответствии с авторской методикойВ.В. Гербовой по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Методическое обеспечение:
  • Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
  • (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), - М.: Мозайка-Синтез, 2014
  • ГербоваВ.В.Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. 3-4 года. ФГОС - М.: Мозайка-Синтез, 2014