Семейное воспитание приоритетное в работе с детьми-сиротами


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейное воспитание приоритетное в работе с детьми-сиротами
Автор: Цветкова Светлана Борисовна

Проблемы, связанные с человеческими ценностямиченые относят к числу важнейших научных, философских, психологических,педагогических проблем т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Разрушение системы ценностей ,резкое падение уровня жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту социального сиротства.Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса, так как за плечами детей негативный семейный опыт. Это дети из социально-неблагополучных семей – родители лишены родительских прав. В памяти детей семья – это безработные родители, перебивающиеся случайными заработками, это грязь в доме, отсутствие тепла, света, уюта, это пьяные драки, бессонные ночи, отсутствие заботы о детях. . Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли, воспитанники сиротских учреждений испытывают раннюю материнскую деривацию, которая накладывает отпечаток практически на все стороны и психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью. Именно поэтому семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из , актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.Подготовка детей – сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в . В центре созданы условия для семейного воспитания.Воспитанники объединены в разновозрастные группы, организованные по семейному типу, с учётом родственных связей, что позволяет создать благоприятные условия, приближенные к домашним. Дети, поступающие в , с самого начала закрепляются за одной группой-семьей, живут на протяжении всего пребывания в в данной группе, в своей спальне, имеют свою мебель и принадлежности.У каждого ребенка есть свое личное пространство, которое он может строить по собственному усмотрению. Дети каждой «семьи» имеют отдельный жилой блок по типу семейной квартиры. В «семьях» создан свой интерьер, где окружающая среда работает на развитие ребенка, формирование у него разумных потребностей. Каждому ребенку предоставлено право на самовыражение. Совместное проживание , создание развивающей среды, хранение и беспрепятственное пользование личными вещами, наличие возможностей для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд.Исходя из опыта, можно сделать вывод, что комплектование по разновозрастному принципу с сохранением родственных отношений позволяет каждому ребенку понять самого себя и других людей. Воспитатели работают только в своих закрепленных группах  на протяжении многих лет. Воспитанники привыкают к своим  наставникам, которые ведут их по жизни не только в центре,  но и после выпуска, остаются близкими и авторитетными для своих детей. Семейная ориентация заставила сменить привычную позицию воспитателя: функции контроля, организации перестают быть главными, на первый план выходит развитие личности каждого ребенка, помощь в , дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Все проблемы воспитанники и воспитатели решают сообща. Воспитанники имеют возможность широкого контакта с внешней средой, вне стен центра. Дети школьного возраста учатся в школах города, имеют друзей из , которые являются частыми гостями в центре, воспитанники посещают семьи одноклассников и друзей.В группе-семье огромное значение придается выработке практических навыков приготовления различных кулинарных блюд, умение правильно сервировать стол, встретить гостей, знакомятся с правилами безопасного поведения на кухне. Проводится  работа со всеми  детьми по приобретению простейших   навыков шитья, штопанья, вязания, вышивания, работы с глиной, солью, тестом и различными материалами необходимых в дальнейшей семейной жизни Со старшими воспитанниками проводятся групповые занятия, на которых дети получают знания о семейном законодательстве, семейно-брачных отношениях, морально-этических нормах взаимоотношения в семье.Педагогическим коллективом осуществляется большая работа с родителями и родственниками воспитанников:- гостевые посещение воспитанниками семей родственников в выходные, праздничные и каникулярные дни, по разрешению органов опеки и попечительства;- профилактическая и консультативная работа с родителями, которые желают забрать своих детей;- выходы в семью;- стимулирование переписки детей с родителями, родственниками;- развитие навыков контакта и общения по телефону, скайпу;В рамках семейного воспитания проводится систематическая работа, направленная на формирование личностных качеств, необходимых в дальнейшей семейной жизни.Упор делается на привитие детям навыков семейного быта, воспитание добрых чувств к своим братьям, сестрам. Дети осуществляют полное самообслуживание в группе.   График    дежурств    по    группе устанавливается внутри семьи. Основной акцент в работе делается на старших членов семьи. В проводится воспитательный час с подведением итогов.Результаты: При совместном проживании детей–родственников заметно улучшились взаимоотношения старших и младших, создается гуманная среда, где старшие члены семьи заботятся о маленьких, помогают им, а главное получают опыт, знания, умения проживать в семье. Старшие воспитанники ознакомлены с нормами семейного права, основами ведения домашнего хозяйства. Младшие дети (дошкольники) в получают представление о социальных ролях, моделях семейных взаимоотношений, основах семейной экономики