Роль народных фольклорных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль народных фольклорных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Автор: Стельмах Татьяна Анатольевна
Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение«Центр развития ребенка– детский сад №2 «Дельфин»Статья на тему: «Роль народных фольклорных игр в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста»Статью подготовила: воспитатель первой квалификационной категорииСтельмах Татьяна АнатольевнаБердск, 2023«Роль народных фольклорных игр в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Создание условий для формирования основ функциональной грамотности посредством народных фольклорных игр. Функционально грамотная личность- это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек - ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.Актуальность. Проблема духовно – нравственного воспитания и развития ребенка в современной России – одна из приоритетных. Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в познании, оценивании, осмыслении. Всем нам известно, что с раннего возраста закладываются духовно - нравственные ценности и дальнейшие ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. В последнее время игра ребенка примитивна, однообразна, игра, в том числе, народная, постепенно исчезает из жизни ребенка. Помимо этого, рынок детских игрушек насыщен преимущественно зарубежными игрушками. Значительно изменился внешний вид игрушек, технических игровых средств, активно развивается направление электронных и интерактивных игрушек. Телевизор или компьютер - лучший друг ребенка, смартфон. Несомненно, все это сказывается на социализации и воспитании детей. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Важно возродить духовно-нравственные (отечественные) ценности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры на основе игры. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста, когда закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Воспитание личности рассматривается как положительное и успешное только на основе приобщения ее к отечественным ценностям, к социальным и культурным достижениям, гражданской позиции. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, отзывчивости, справедливости, доброжелательности, несмотря на негативный натиск современности. И именно через фольклорные игры, ребенок становится, духовно - нравственной личностью, учится познавать истоки своей культуры. Народные игры позволяют приобщить ребенка к традициям, народной культуре, воспитают поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры. Фольклорные народные игры для детей всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками - это очень веселый жанр в них много юмора и задора, народного творчества. В шуточной форме можно развеселить ребенка, помочь справиться со стеснением или неловкостью в той или иной ситуации, расширить словарный запас дошкольника, воображение, память. Считалки помогают вести честную игру, выбирать водящего. Фольклорная народная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, необходимо большое значение уделять и фольклорным семейным играм. Так как, прежде всего, воспитание начинается с семьи. Так же необходимо привлечь внимание и воспитать любовь детей фольклорным хороводам, прежде всего они, воспитывают в детях певческие навыки. Очень важно, при выборе роли в фольклорной игре, дать ребенку проявить инициативу. Именно это качество всегда присутствовало в народных играх. И лишая этого детей можно прийти к утрате ценностных традиций фольклорных игр. Можно смело сказать о том, что народные фольклорные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют дошкольника. Каждая народная игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы. Народные фольклорные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом, дети учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника. Игры помогают поддерживать атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Является - верным помощник в организации детей. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща. Хоровод дает почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность фольклорных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. Народная игра создает фундамент для развития нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма). Через народную игру происходит интенсивное взаимопроникновение национальных культур.Целевая установка.Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными фольклорными играми.Задачи:Познакомить детей с фольклорными играми, в которые играли наши предки.Формировать представления о традициях календарных народных праздников.Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре.Оказать помощь детям других групп, родителям в возрождении и творческом развитии лучших народных фольклорных игр.Ожидаемый результат.Воспитание устойчивого интереса дошкольников к фольклорным играм.Широкое использование фольклорных игр педагогами и родителями дошкольников.Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через фольклорные народные игры.Использование детьми и родителями, фольклорные народные игры в праздничные дни.Описание технологической цепочки. Фольклорные игры можно разделить на несколько видов. Н мы рассмотрим лишь некоторые из них.- семейные (бытовые)- хороводныеНародные праздники («Кузьминки», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др.) Нами в группе оформлена подборка народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр, которые мы включаем в практическую деятельность с детьми. В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры доступные детям. Дети с удовольствием играют в фольклорные народные игры: «Летели две птички», «Заинька – горностаенька», «Золотые ворота», «Шла коза по лесу», «Как из под горы, всё текут ручьи», «Дударь», «Как у Дяди Трифона» и др. Эти игры мы применяем как часть занятия, разминку, заполняю ими промежуток между занятиями, в конце прогулки. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях. Играя с детьми, в фольклорные народные игры мы добились следующих результатов: у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируют у дошкольников устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны и к культуре других народов создается эмоционально положительная основа для развития духовно- нравственных качеств Хороводные игры издревле любили на Руси. Это было самое популярное развлечение не только детей, но и взрослых. Хоровод отражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые, праздничные. Без них не обходился ни один праздник. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся. Народные фольклорные игры – это один из самых эффективных способов привлечь внимание детей к окружающему миру. Именно через этот фантастический, игровой жанр легче всего преподносить детям высокие нравственные истины. Педагогические наблюдения показывают, что фольклорная народная игра способствует развитию у ребенка умения выстраивать свои взаимоотношения, умения управлять своими эмоциями и чувствами, умения ценить добро и быть в состоянии творить добро. Анализ работы по данной теме: «Роль народных фольклорных игр в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста»,позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети самостоятельно играют в фольклорные народные игры. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к своим товарищам, выражать свои эмоции, «договариваться», появилась чувство коллективизма. Народная фольклорная игра – средство воспитания и обучения, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающее самообразование ребенка через рефлекцию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.