Урок окружающего мира
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок окружающего мира
Автор: Слободянюк Татьяна Владимировна
Предмет: Окружающий мир (1 класс)Тема: Человек – разумное существоПланируемые результаты:На уровне ценностей – мы хотим, чтобы ребенок принял идею, что человек отвечает за всю природу.На уровне знаний – 1)организм человека, как и любой живой организм, имеет свойства живого; 2) человек берет ресурсы из природы; 3) человек создает инструменты и преобразует природу с их помощью; 4) человек не имеет таких биологических приспособлений, как животные; главное его приспособление – это разум, позволяющий ему создавать все те приспособления, которые, собственно, делают его царем природы.На уровне умений : 1) выделять и сравнивать значения признаков, делать вывод на основе сравнения; 2) классифицировать объекты; 3) подводить под понятие; 4) оценивать определенные действия.Ход урока1.Оргмомент2. Выход на тему урока (тема закрыта на доске) «Я загадала объект. Он обладает свойствами живого: дышит, оставляет потомство, пьет воду, рождается, растет, умирает». Угадайте его. И когда отгадают, проверить, что человек действительно обладает свойствами живого. (Если ученики затрудняются, то загадывается загадка. На земле он всех умней, потому и всех сильней)3.Актуализация знаний и подводка к новой проблемеПовторим ранее изученный материал, чтобы открывать новое.Работа в группах, заселим домики (на партах картинки с изображениями животных, растений и людей)Заслушиваются результаты работы групп. По какому признаку разделили. А кто разделил по другому признаку? Выслушиваются мнения.Обсуждение – возникает проблема: человек относится к животным или нет? Если все разделят на три группы, можно поставить вопрос – почему человека выделили в отдельную группу – и послушать ответы, а потом дальше разбираться.3.Совместное открытие новых знанийТак все-таки можно сказать, что человек растение – он же похож на растения? А можно сказать, что человек – животное? У нас возникало затруднение. Мы не знаем, чем человек отличается от животного.Перед нами сегодня поставлена задача открыть тайну человека.Почему человек особое живое существо? В чем же сходство и различие и почему человек должен бережно относиться к природе?Работа в парах.На парте рисунок для установления связей объектов. Ребята самостоятельно устанавливают связи. Проверка коллективная, ученик на доске проводит стрелочки, проговаривая связь.Цель игры – построить как можно больше связей (провести как можно больше стрелочек) от животных, человека, растений к другим объектам. Связь можно провести, если можешь сформулировать действие. В данном случае можно поставить вопрос – «Как один объект использует другой?» Например, животные – воздух; животные дышат воздухом.Делаем выводы о том, что человек берет все из природы, как и животные, и растения, но при этом питается животными и растениями (а животные если и нападают на человека, то в редких случаях, потому что человек умеет от них защищаться)Проведём исследование:Подчеркните признаки всех живых существ, которые существуют у животных и человека синим карандашом ,а что есть только у человека –красным.(Дышать, пить воду, умеет говорить, размножаться, обладает разумом, расти, приносят потомство, работать инструментами)Исследуем различия между животными и человеком. Мы сыграем в игру «Самый-самый».На доске копилка животных, растений, человека. -Самый быстрый? Обсудить, доказать, что это человек.-Самый защищенный? …-У кого самое удобное жилище? …-Кто лучше всех добывает себе пищу?...Каждый раз выясняем, почему. Делаем вывод, что человек использует разум, с его помощью делает специальные инструменты.-А теперь заполните паспорт на животного и человека.(по 2 паспорта на парту). Животных можно взять разных (из копилки). Сделайте вывод:Вывод: Человек является частью природы . Но в отличии от животных он владеет речью, обладает разумом .В речи человека выражается сочувствие, делится переживаниями, впечатлениями. С помощью разума он познает мир, принимает решения, отличает хорошее от плохого4.Закрепление1.-Но сразу ли человек стал разумным существом? (слайдовая презентация)После просмотра составляется цепочка развития человека (начиная с разумного)Древние обезьяны Человек умелыйЧеловек прямоходячийЧеловек разумный?Кем же будет человек разумный в будущем?( это домашнее задание, нарисовать человека в будущем)2.Работа с учебником стр.73 (делается вывод, что человек разумный отвечает всю природу на Земле) 5. Итог урока.Игра «Хорошо – плохо»Класс делится на 2 команды.Опираясь на картинки в учебнике, задаются вопросы (одна команда ищет +: другая -)-изобретение транспорта. Что хорошо, что плохо?- человек создал заводы и электростанции. Что хорошо, что плохо.-человек использует бумагу.-человек использует дары природы в пищу, лекарства.-человек научился управлять природными явлениями.Вывод: Человек должен разумно использовать дары природы, беречь то богатство , которое нам подарила природа.И сделайте, пожалуйста, рефлексию. Можно – через самое-самое. Самое неожиданное, необычное на уроке? Самое трудное? Самое интересное? Работа кого (из ребят) тебе запомнилась и почему? Что у тебя сегодня хорошо получилось? Что не получилось?