«Использование арт-терапии в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование арт-терапии в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР lll уровня »
Автор: Дубова Яна Александровна

Статья на тему: «Использование арт- терапии в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»В целях развития мелкой моторики дошкольников с ОНР 3 уровня на этом этапе предлагались следующие виды занятий:1)создание аппликации по описанию персонажа;2)рисование пейзажа по описанию;3)рисование иллюстрации к прочитанной сказке;4)сюжетное рисование на свободную тему. Приведем пример одного из таких занятий по созданию аппликации и описанию персонажа. Дети прослушали русскую народную сказку «Лиса и тетерев», детям предлагалось склеить портрет-аппликацию любого героя сказки. Перед выполнением задания, была проведена работа по обсуждению внешних признаков главных героев, их характерных особенностей и т.д. После чего им были предложены вырезанные фигуры из цветной бумаги различной формы. Дети выбирали фигуру и наклеивали ее на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дети дорисовывали все необходимое, чтобы получился портрет. В структуру таких занятий входили следующие задания:1)прослушать сказку;2)определить тему сказки;3)определить главных героев сказки;4)описать характерные внешние особенности главных героев сказки;5)создать портрет главного героя путем склеивания аппликации с элементами рисования;6)дать имя получившемуся персонажу;7)детально описать получившегося персонажа;8)обсуждение и анализ детских работ (сравнить получившегося персонажа с персонажем сказки).Приведем пример проведения рисования пейзажа по описанию. Так, например, дети разучивали стихотворение К. Авдеенко «К нам весна шагает», после чего рисовали пейзажную иллюстрацию к стихотворению в нетрадиционной технике – рисование пальцем с использованием гуашевых красок. Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописью: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза – руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.Перед выполнением задания дети были ознакомлены с приемами данной техники. По ходу выполнения детьми иллюстрации была оказана необходимая помощь в виде наводящих вопросов. В структуру занятия входили следующие задания:1)знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальцем;2)разучивание стихотворения;3)совместное обсуждение пейзажа, описываемого в стихотворении;4)рисование детьми пейзажа в нетрадиционной технике;5)ответы на вопросы логопеда по рисункам детей;6)анализ детских работ.В ходе выполнения рисования иллюстрации к художественному произведению, например, детьми была прослушана сказка С.В. Михалкова«Почему мыши котов не обижают». Затем детям было предложено нарисовать цветную иллюстрацию к сказке. Перед выполнением задания была проведена предварительная работа по выявлению действующих лиц сказки, их внешних и характерных особенностей, обсуждению сюжета. В структуру занятия входили следующие задания:1)прослушать сказку;2)определить тему сказки;3)определить главных героев сказки;4)описать характерные внешние особенности главных героев сказки;5)обсуждение возможного пейзажа иллюстрации;6)рисование детьми цветной иллюстрации;7)обсуждение детских работ;8)составление пересказа сказки по собственным рисункамПриведем пример занятия с использованием сюжетного рисования на свободную тему и составления рассказа по рисунку. Детям было предложено задание нарисовать сюжетный рисунок на основе личного опыта (как я провел выходные, я был на прогулке и т. д.) и составить рассказ по своему рисунку. В структуру занятия входили следующие задания:1)определение темы рисунка;2)определение элементов рисунка (описание пейзажа, героев рисунка);3)рисование сюжетной композиции;4)анализ и обсуждение работ;5)ответы на вопросы логопеда по рисункам;6)составление рассказов;7)анализ детских рассказов.Приведем пример занятия с использованием тестопластики. Детям было предложено вспомнить домашних животных, обсудить их привычки и повадки. Затем было дано задание слепить из соленого теста своего любимого домашнего питомца и составить о нем рассказ. В структуру занятия входили следующие задания:1)называние домашних животных;2)обсуждение их привычек, повадок;3)выбор любимого домашнего животного;4)лепка детьми животного;5)обсуждение получившихся работ;6)составление рассказов;7)анализ детских рассказов.Так в лепке из необычного материала (соленое тесто или специальное тесто для лепки) у ребенка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приемами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.Рисунок 1. Пример выполнения задания с использованием тестопластикиПример занятия с использованием методики марания. В начале занятия с детьми была проведена беседа об этой методике, были показаны видеоролики, как дети рисовали по этой технологии. Далее детям предлагалось нарисовать рисунок на свободную тему, а затем составить рассказ по рисунку. В структуру занятия входили следующие задания:1)беседа и просмотр видеороликов по этой методике;2)выбор темы рисунка;3)рисование;4)обсуждение получившихся работ;5)составление рассказов;6)анализ детских рассказов.В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.Рисунок 2. Пример выполнениния задания с использованием методики маранияВ ходе рисования по методики Таро Гоми детям были предложены раскраски, в которых им было необходимо дорисовать недостающий элемент, раскрасить все и ответить на вопросы логопеда. В структуру занятия входили следующие задания:1)выбор раскраски;2)определение недостающего элемента;3)рисование недостающего элемента;4)раскраска рисунка;5)обсуждение работ;6)ответы на вопросы логопеда;7)анализ детских работ.Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызывает интерес у детей дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.Рисунок 3. Пример выполнениния задания с использованием методики Таро ГомиПриведем пример занятия с использованием методики рисования сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Детям предлагалось обсудить времена года, далее нарисовать свое любимое время года, обвести рисунок клеем и украсить сухими листьями и сыпучими продуктами, которые заранее были приготовлены, и составить рассказ. В структуру занятия входили следующие задания:1)обсуждение времен года;2)выбор любимого времени года;3)рисование и обведение клеем рисунка;4)нанесение сухих листьев и сыпучих материалов на рисунок;5)рассказы по рисункам;6)анализ работ.Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречки, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.).Рисунок 4. Пример выполнениния задания с использованием методики рисование сухими листьямиПример занятия с использованием методики рисования предметами окружающего пространства. С детьми была проведена беседа про цветы. Дети рассказали про свои любимые цветы, далее им было предложено нарисовать букет цветов маме резиновыми игрушками и ответить на вопросы логопеда. В структуру занятия входили следующие задания:1)беседа про цветы;2)обсуждение любимых цветов детьми;3)рисование букета резиновыми игрушками;4)обсуждение работ;5)ответы на вопросы логопеда.Рисунок 5. Пример выполнения задания с использованием методики рисование предметами окружающего пространстваТаким образом, для детей с ОНР использование элементов арт-терапии на логопедических занятиях эффективно не только в качестве развития их творческих способностей в определенном виде деятельности, но и в плане развития речевой деятельности. Опорой для развития речи становиться не просто картинка и пояснения педагога, а личный опыт ребенка, ведь в ходе изобразительной деятельности он сам что-то делает, творит, фантазирует.Библиографический список1.Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: «Астрель», 2007.2.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г.А. Волковой. – СПб. КАРО, 2005.3.Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2006.4.Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные исследования. – М., 1999.5.Гаврилина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2008. – 187с.6.Глебова И. Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 52-54.7.Губанихина Е.В., Шикина К.Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 167-170.8.Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. 9.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс», 2004. – 90 с.10.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб. Речь, 2003.11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: