Об особенностях введения федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ в 2023 году
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Об особенностях введения федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ в 2023 году
Автор: Балобина Виктория Леонидовна
Слайд 1 Об особенностях введения федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ в 2023 годуБалобина Виктория Леонидовна, заместитель директора по УРМБОУ «Новоаганская ОСШ №1»Добрый день, уважаемые коллеги! В продолжении доклада Светланы Владимировны, поделюсь информацией об особенностях введения ФАООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Слайд 2 В 2014 году государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества, был утвержден. ФГОС УО (ИН), приказ Минпросвещения России от 19.12 2014 года № 1599.Слайд 3В 2022 году утверждена приказом Минпросвещения РФ от 24.11. 2022 г. № 1026 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ФАООП УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП УО (вариант 1) и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС, относятся: выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки; опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися; раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей; психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.Слайд 4 В соответствии с ФГОС УО (ИН) ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты которых представлены на слайде. В соответствии с ФАООП образовательная организация разрабатывает:АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 9 или 12 кл.); вар.1 и 2.АООП образования глухих обучающихся с УО (с 5 по 9 или 12 кл.); вар. 1 и 2.АООП образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 5 по 9 или 12 кл.); вар. 1.АООП образования слепых обучающихся с УО (с 5 по 9 или 12 кл.); вар. 1 и 2.АООП образования слабовидящих обучающихся с УО (с 5 по 9 или12 кл.); вар. 1.АООП образования обучающихся с НОДА с УО (с 5 по 9 или 12 кл.); вар. 1 и 2.АООП образования обучающихся с РАС с УО (с 5 по 9 или 12 кл.); вар. 1 и 2.Каждый вариант ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации. Слайд 5Сроки реализации ФАООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет.В реализации ФАООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа, цели которых представлены на слайде.Iэтап - 1-4 классы и дополнительный класс;IIэтап - 5-9 классы;IIIэтап - 10-12 классы.Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знанийи умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Цель третьего этапа реализации ФАООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.Слайд 6Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по ФАООП УО (вариант 2), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.Слайд 7 Структура ФАООП УО (ИН) представлена на слайде.В пояснительной записке для каждой нозологической группы дифференцировано представлены особые образовательные потребности. Слайд 8 Планируемые результаты освоения программы представлены на минимальном и достаточном уровне.ФАООП УО (вариант 1) определяет личностные и предметные результаты - два уровня овладения предметными результатами: минимальныӗ и достаточные по разным уровням образования.ФАООП УО (вариант 2) определяет - личностные и предметные результаты. Предметные результаты конкретизируются в федеральных рабочих программах по учебным предметам. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР - ФАООП УО (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.Определение одного из вариантов АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Слайд 9Содержательные раздел содержит: Рабочие программы по учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. Программу формирования Базовых учебных действий. Программу коррекционной работы (для вар. 1). Федеральную рабочую программу воспитания. Программу сотрудничества с семьей обучающегося (для вар. 2).Рабочие программы представлены по всем предметам. Отдельно указаны наименования коррекционных курсов для детей разных нозологических групп с УО с учетом преемственности с вар. 3 и 4 ФГОС НОО ОВЗ.Слайд 10Содержание коррекционно-развивающей области в представлено рамках двух направлений(коррекционно-развивающих и общеразвивающих занятий. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.Слайд 11Содержание коррекционно-развивающей области для варианта 1 по разным нозологиям представлено на слайде. Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится: в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. Слайд 12Для варианта 2 обучающихся с интеллектуальными нарушениями содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния.Слайд 13Полностью обновлен воспитательный компонент программы. Он представлен двумя разделами: «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы». Федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания) является обязательной частью ФООП УО и реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.Слайд 14 Организационный раздел АООП для обучающихся с УО (ИН). Учебные планы приведены в соответствие с требованиями актуальных нормативно-правовых актов. и представлены дифференцировано для каждой нозологической группы.Недельные учебные планы представлены по всем уровням образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1, вариант 2) (1-4 классы, 1(дополнительный - 4 классы), 5-9 классы, 10-12 классы) и обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп (5- 9 классы, 10-12 классы).Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом. Участникам образовательных отношений предоставлено право выбора направления и содержания учебных курсов,Слайд 15ФАОП для обучающихся с умственной отсталостью дает широкие возможности для того, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка — независимо от тяжести нарушений. И самым главным условием для успешного обучения является «командная работа» семьи и специалистов, единство понимания особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон, единство образовательных подходов — когда родители дома используют те же методы и приемы работы, что и учитель в классе.