Профессиональные дефициты педагогического коллектива


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные дефициты педагогического коллектива
Автор: Слезак Юлия Евгеньевна, Андропова Людмила Александровна

В рамках самообследования педколлектива МБОУ «Гимназия № 73» были выявлены следующие профессиональные дефициты, устранение которых легло в основу разработки Дорожной карты по переходу на обновленные ФГОС.Профессиональные дефициты учителей начальной школыПонимание и применение в образовательном процессе нормативных правовых документов федерального и регионального уровня.Разработка и проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО (рабочей программы).ИКТ-компетентностьучителяначальныхклассов(электронноеи дистанционное обучение).Особенности использования в образовательном процессе различных УМК (линеек учебников).Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе.Особенности работы с разными группами учащихся, инклюзивное образование (тьюторского сопровождения).Работа с семьей младшего школьника.Профессиональные дефициты педагогов в работе с родителямиСоздание психолого-педагогических, андрагогических условий для обеспечения прав родителей, профессиональное оказание консультативной помощи семье.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся и поддержка семьи в воспитании ребенка;Реализация умений:выстраивать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.д.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;организация адресной работы в партнерстве с семьей с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети «с зависимостью».Профессиональные дефициты в области оценки качества образованияВладение целями и критериями оценивания, видами оценок, их особенностями, возможностями и ограничениями использования современных технологий.Проектно-аналитические умения: сравнение, классификация, выявление тенденций, взаимосвязей и причин (ошибок учеников, недостаточного усвоения материала, низкого рейтинга ОО и т.д.), эффективности учебных занятий и подходов к обучению.Понимание социального, демографического, психологического контекста образовательного процесса (мотивов и ценностей, особенностей восприятия и мышления «современного ученика поколения Z).Формирование и оценивание метапредметных и личностных результатов, непонимание и неумение формировать «компетенции XXI века».Понятийного аппарат «качество образования», «мониторинг»; неумение проводить мониторинги (обученности, качества своей деятельности и т.д.).Проектирование собственных оценочных материалов, КИМы, тесты (оценивание качества предлагаемых КИМов и тестовых заданий).Недостаточность ИКТ-компетенций в области анализа данных (а также знаний элементарной статистики).Профессиональные дефициты (метапредметные результаты)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.Развитие навыков смыслового / функционального чтения и понимания текста.Зонами дефицитов педагогов в непредметной сфере остаются такие сложные вопросы, предложенные нам стандартом как:активное целеполагание; критериальная оценка результатов; развитие логического мышления; использование современных образовательных технологий и заданий метапредметного характера.Профессиональные дефицитыпо организации воспитательной работы (социальные педагоги, педагоги-организаторы, классные руководители)Недостаточная сформированность навыков самоорганизации и самосовершенствования.Отсутствие потребности в системе методологического знания в сфере социализации и воспитания.Неготовность к поддержке детских инициатив, развитию критического мышления и других навыков XXI века.Дефицит готовности к взаимодействию с детьми в организации их самоуправления в образовательном учреждении.Ценностно-смысловыестереотипыввыбореформиметодов воспитательной работы, ориентирующих на внешние результаты деятельности.Неготовность видеть ребенка субъектом собственного развития.Неготовность выстраивать диалогическое взаимодействие и развивать партнерские отношения с участниками воспитательного процесса.Недостаточность навыковрефлексивного осмысления педагогического опыта как основы повышения качества воспитательного процесса.Профессиональные дефициты учителейПерегрузка из-за отсутствия четкого понимания своих обязанностей, которые считают излишними, так как не видят в них смысла, и, соответственно, отвлекающими от главного.Демонстрациярезкогонеприятияродителейкакисточника неуважительногоотношенияксебе. Требование обучения работе с ними.Созданиедефицитавозможностиработывкоманде,востребованногосовременностью,из-за традиционно индивидуального стиля профессиональной деятельности.Признание в себе максимальной предметной, организаторской и коммуникационной компетентности. Видение своей слабости как воспитателя, исследователя и проектировщика педагогического процесса. Потребность во внешнем методическом руководстве и демонстрация неспособности к принятию самостоятельных и ответственных профессиональных решений.Оценка профессионального роста как добровольного выбора самого учителя, декларация массового стремления к самообразованию как возможности свободно развиваться в профессии.Слабое знакомство с содержанием и неверие в смыслы профессионального стандарта педагога и ФГОС, восприятие их как вынужденную необходимость и боязнь дальнейшего увеличения требований.Из содержания стандарта педагога принятие психологических знаний, ИКТ. Непринятие работы с особыми группами и детскими сообществами, собственной методической самостоятельности.Готовность работать с отстающими и одаренными, менее с девиантными, еще меньше - с детьми с ОВЗ и детьми-инофонами.