"Юный эколог"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Юный эколог"
Автор: Стрельцова Анна Ивановна
Тема: итоговое занятие «Юный эколог»Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в процессе обучения.Задачи: 1. Активизировать познавательную деятельность детей, систематизация знаний; 2.Развивать умение сравнивать, самостоятельно мыслить, обобщать, делать выводы; 3.Формирование экологической грамотности и культуры поведения в природе. Методы: словесно-наглядный, игровой.Оборудование: инструктивные карточки.Форма: индивидуально-групповая, игровая.Тип: итоговое занятие.Планируемые результаты:Личностные: совершенствовать и систематизировать имеющиеся знания. Познавательные: формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из текста; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.Регулятивные: формирование умения поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: формирование умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других, уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Ход занятияВступительная беседа.Добрый день, друзья! Рада всех вас видеть. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и давайте им поделимся друг с другом. У кого сегодня бодрое настроение – поднимите ладошки вверх, а у кого грустное – ладошки вниз.Сегодня мы с вами вспомним все, о чем мы с вами говорили на протяжении года. Проверим, кто был самым внимательным и любознательным. О чем же мы говорили? (о природе родного края и его обитателях – растениях, животных, природных богатствах, людях)Капитаны на входе получили изображение медведя, волка или лисы. Найдите дом, в котором живет это животное. Это и будет ваше командное место. За правильные ответы команды получат совушек. Выкрикивать ответы с места нельзя. У какой команды к концу занятия окажется больше совушек, та и победила.Все готовы? Тогда начнем!1 этап. Кроссворд «Животные Югры». Каждая команда работает самостоятельно. Та команда, которая первой справится с заданием, получит дополнительную совушку. В выделенных клетках кроссворда находятся буквы, из которых нужно составить ключевое слово.2 этап. Игра «Хвойные Югры». Ключевым словом оказалось «рябина». Действительно, рябина на руси стала символом горькой женской доли. Рябина горькая, пока не ударят морозы. Так и доля женская - слаще становится только после преодоления жизненных невзгод.Скажите, ребята, рябина – это лиственное или хвойное дерево? (лиственное) А какие еще лиственные деревья вы знаете? (береза, осина, ива и т.д.) А кто сможет мне назвать 5 самых распространенных хвойных деревьев нашего округа? (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница) А давайте вспомним, сколько иголочек в пучке у каждого из этих деревьев? Давайте все встанем. Если я говорю «ель» показываем 1 пальчик вниз, т.к. шишки у ели свисают с веточек вниз. Если я говорю «пихта» показываем 1 пальчик вверх, т.к. шишки у пихты растут вверх, как свечки на лапках. Сосна – 2 пальчика, кедр – 5, а у лиственницы много, 30-50 иголочек в пучке, показываем все пальчики вместе. Запомнили? А теперь я буду вас путать.3 этап. «Верю-не верю» Ребята, у Вас на столах лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Зеленый цвет будет означать «верю», красный – «не верю». Я зачитываю утверждение, вы в команде обсуждаете, и по моей команде капитан поднимает нужную карточку. За каждый правильный ответ команда получает совушку. Готовы? Поехали!Пихта – самое высокое дерево нашей тайги. (неверно)Лиственница – лиственное дерево. (неверно)Из кедровых орехов можно сделать растительное молоко. (верно)Осина на руси считалась скверным деревом. (верно)Березовые дрова самые жаркие. (верно)У ивы широкие округлые листья. (неверно)Из рябины не создано ни одного лекарства, хотя в народной медицине широко применяется. (верно)Ягоды шиповника ядовиты. (неверно)Малина, выращенная в саду, крупнее лесной, но уступает ей по целебным свойствам. (верно)Кустарнички брусники даже под снегом остаются зелеными. (верно)Клюква растет на солнечных лесных полянках. (неверно)Волчье лыко – вкусная и полезная ягода. (неверно)Название цветка «мать-и-мачеха» появилось благодаря ее листьям. (верно)Ромашка относится к первоцветам. (неверно)Народное название кислицы – заячья капуста. (верно)4 этап. «Экологические ситуации». Сейчас каждой команде по очереди я зачитаю ситуации из жизни детей, их поступках по отношению к природе и дам время на обсуждение. Обсуждают все команды, т.к., если не отвечает команда, которой адресован вопрос, право ответа переходит следующей команде. За правильные ответы команды также получают совушек.Придя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам. Ваня предложил его выкопать и посадить на пришкольном участке. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто из детей прав?Гуляя летом на лугу, дети нашли гнездо, которое представляло собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. В самом центре гнезда лежало несколько маленьких пестреньких яиц. Ребята решили, что гнездо брошено птицей-мамой. Но как помочь будущим птенчикам они не знали. Как правильно поступить в данной ситуации?Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».Правильно ли решили поступить девочки?4. Никита стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.-Что ты делаешь? – спросила старушка-Пчел прогоняю, они цветы жалят.Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Никита выбросил прутик, удивленно пожав плечами.-А я и не знал об этом.Что рассказала Никите старушка? Дети гуляли по лесу. Кто-то из них заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче».Правильно ли, решили поступить дети?На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот теперь у нее появился новый друг – щенок по кличке «Верный». Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».Правильно, ли поступила Катя?5 этап. Конкурс капитанов. Ко мне по очереди подходят капитаны команд. Я показываю какое-либо животное, которое можно встретить в нашем округе. Задача капитанов без слов показать движениями, жестами, мимикой, что это за животное. А остальным командам – догадаться, кого показывает капитан. (Животные – мышь, дятел, червяк)А теперь задача капитанов словами изобразить животных, не использую однокоренных слов. (Животные – улитка, бабочка, змея)6 этап. «Крестики-нолики». Перед вами табло, на котором расположены вопросы из разных категорий: «Неживая природа», «Лекарственные растения» и «Мой край». С первыми двумя категориями все понятно, а в третьей категории может оказаться вопрос абсолютно на любую тему, с которой мы знакомились в течении года. Вопросы, в зависимости от сложности, оцениваются в 1, 2 или 3 совы. Команды по очереди выбирают себе вопрос, совещаются и по моей команде капитан отвечает. Если команда не справилась, право ответа переходит следующей команде.Категория «Неживая природа»1 сова: Стало солнышко теплей,Зажурчал в лесу ручей,Вся природа расцветает,Время года кто узнает? (Весна)2 совы: Украшал ночную синьСеребристый апельсин,А прошла неделька только –От него осталась долька. (Луна)3 совы: Не вода, но и не суша – на лодке не поплывёшь и ногами не пройдёшь. (Болото)Категория «Лекарственные растения»1 сова: Вдоль дорожек его встретишь,Ранки, ссадины излечишь,Сорвешь листочек осторожно.Кто нас излечит? (Подорожник)2 совы: Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят (Ландыш)3 совы: Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,Вылечит недуг любой. Что же это? – (Зверобой).Категория «Мой край»1 сова: Он на севере живет, Ягель, мох, кору жует. Пышные рога он носит, Сани Дед Мороза возит. (Северный олень)2 совы: Это топливо, сырьёИз земли качают.«Черным золотом» егоЛюди величают. (Нефть)3 совы: Сам он беспомощен, люди его одевают и раздевают, но он людей согревает. (Чум)Подведение итогов.- Вот и подошло к концу наше занятие, вы все молодцы, со всеми заданьями справились на отлично!Давайте подведем итоги и выявим команду победителей. (подсчет баллов)- итак победила команда … (награждение)И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вл. Шефнера:Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей:В увеселительных походахНе растопчи ее полей,Не жги ее напропалуюИ не исчерпывай до дна,И помни истину простую:Нас много, а Она одна!Рефлексия.Ребята, вам понравилось наше занятие? Если вы сегодня были активны, позитивны, многое успели повторить и сделать на уроке и в целом довольны сегодняшним занятием, раскрасьте листочек в зеленый цвет. Если в целом занятие понравилось, но было много трудностей – в желтый. Если занятие не понравилось, было сложно и неинтересно – в красный.