Информационно-коммуникативные технологии как один из видов образовательных технологий по ФГОС.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-коммуникативные технологии как один из видов образовательных технологий по ФГОС.
Автор: Ковалёва Наталья Сергеевна

Ковалёва Н.С.Информационно-коммуникативные технологии как один из видов образовательных технологий по ФГОС. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». К.Д.УшинскийФундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка — это начальная школа. А значит особая ответственность лежит на учителях начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. А это важно в нашем быстро меняющимся мире, мире переполненном информацией. Поэтому тема «Информационно-коммуникативные технологии как один из видов образовательных технологий по ФГОС» является актуальной и важной в наше время.Мы живем в век высоких компьютерных технологий, а значит современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи, а в этом большую роль играют информационно-коммуникативные технологии. Школьное обучение в современных условиях требует особого подхода. Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышает эффективность проведения урока. В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без наглядных материалов. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому такие уроки удобно проводить с использованием информационно-коммуникативных технологий. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты в условиях реализации ФГОС.Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию.Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями: источник информации; повышают степень наглядности; организуют и направляют восприятие; наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся; создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию; это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;как источник дополнительной информации по предметам;как способ самообразования учителя и учащихся;как возможность реализации личностно — ориентированного подхода в обучении.Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объём выполненной работы намного больший; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).Внедрение информационно-коммуникативных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое.Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением) получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.) проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструированияИспользование ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний. В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач:наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
  • Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф – Уфа: Лайм, 2013. – 238 с.