Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"
Автор: Масленникова Ангелина Сергеевна
ПРОЕКТ«Русская матрешка»для детей старшего дошкольного возрастаПаспорт проекта «Русская матрёшка».Тип проекта: познавательно – творческийВид проекта : групповой.Продолжительность проекта: долгосрочный с ноября по февраль,Возраст: 5-6 летУчастники проекта: дети старшей группы, воспитатели, , родители воспитанников.Актуальность проблемы:Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. Задачи проектной деятельности:Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография,.Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. - «Матрешка - история любимой русской куклы» - «История матрешки. Технология изготовления» - «Русская матрешка»Материально-техническое:Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек». Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.Предполагаемый (ожидаемый) результат:Дети буду иметь знания и умения:Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)Формы реализации проекта:непосредственно – образовательная деятельностьпрогулкинаблюдениячтение художественной литературысовместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)художественная деятельностьрассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентацийсамостоятельная игровая деятельность детейтрудовая деятельность (трудовые поручения и др.)Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.Этапы работы над проектом:I этап – подготовительный:1.Определение темы проекта2.Формулировка цели и определение задач3.Подбор материалов по теме проекта4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов6.Изучение методической литературы, сбор информации.7.Составление плана основного этапа проектаII этап – основной1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.2.Познакомить детей с историей матрёшки.3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.4.Игровая деятельность.III – этап заключительный1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».3.Презентация проекта4. Выставка: «Семейная матрёшка».5.Итоговое мероприятия: праздник «День рождение матрёшки»Содержание проектной деятельности.Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.Совместно с родителями:- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».Итог работы над проектом:В результате работы над проектом у детей:1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;Итог проекта:В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.