Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики
Автор: Благова Наталья Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №65 имени Н.Сафронова
Рабочая программа
спецкурса
Алгебра плюс: элементарная алгебра
с точки зрения высшей математики
для 10-11 класса
Составитель:
учитель математики
МБОУ гимназия №65 г.Ульяновска
Благова Наталья Александровна
Ульяновск 2023
Пояснительная записка.
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной математической направленностью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, которая позволяет с одной стороны обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Рабочая программа спецкурса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Структура курса представляет собой шесть логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.
Основной целью изучения курса является:
1. Систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочнение умений, необходимых для продолжения образования в вузах с повышенными требованиями к математическому образованию выпускников средней школы.
2. Получение общего представления об элементарной алгебре и применяемых в ней методах как о составляющей всей математики как науки.
3. Развитие логической и методологической (в узком смысле) культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемый в рамках общей культуры.
4. Овладение общими приемами организации действий: планированием, осуществлением плана, анализом и выражение результатов действий.
Задачи курса:
реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике;
формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
выявление и развитие их математических способностей;
обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач и уравнений;
развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
формирование и развитие аналитического и логического мышления.
расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Общая характеристика курса.
Спецкурс Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики систематизирует и упорядочивает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки учащихся в области элементарной алгебры. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных в курсе алгебры основной школы, основывается на систематизации задач в соответствии с типами выражений, функций, фигурирующих в задачах (рациональных и иррациональных, алгебраических, тригонометрических, показательных, логарифмических) и, на методах решения задач (переход к следствиям, равносильные преобразования, методы замены и разложения, функциональные методы, геометрические интерпретация, графическая интерпретация.
Место предмета в учебном плане.
Спецкурс Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики относится к образовательной области Математика. Согласно учебному плану программа курса для 11-го класса предусматривает обучение курсу Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики в объёме 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа курса составлена на два года для изучения в 10 и 11 классе и курса рассчитана на 68 часов, 1 час в неделю.
Основными формами обучения являются теоретическая, практическая, которые носят обучающий характер.
Требования к уровню подготовки учащихся
Образовательные результаты
Предметные знания.
Алгебраические задачи: уравнения, неравенства с переменными, системы, совокупности. Множества решений. Следование и равносильность задач. Общее понятие задачи с параметрами. Суждения существования и всеобщности, кванторы. Логические задачи с параметрами. Координатная интерпретация задач с параметрами. Многочлены и действия над ними. Деление с остатком, алгоритмы деления. Теорема Безу. Разложимые многочлены. Кратные корни. Число корней многочлена. Система и теорема Виета. Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. Многочлены низших степеней (от второй до четвертой). Поиск корней и разложений. Теоремы Виета для квадратичных и кубических многочленов (уравнений). Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Методы замены и разложения. Метод интервалов. Метод эквивалентных переходов. Метод сведения к системам. Метод оценок. Использование монотонности. Схемы решения задач с модулями. Неравенства с двумя переменными — координатная интерпретация. Метод областей. Уравнения и системы с несколькими переменными. Основные методы решения рациональных алгебраических систем с двумя переменными: подстановка, исключение переменных, замена, разложение, использование симметричности и ограниченности, оценок и монотонности. Системы с тремя переменными — основные методы. Алгебраические задачи с параметрами.
Предметные умения:
умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций (рациональными и иррациональными алгебраическими), в том числе: методы замены, разложения, подстановки, эквивалентных преобразований, использования симметрии, однородности, оценок, монотонности; - умение понимать и правильно интерпретировать задачи с параметрами, логические задачи; умение применять изученные методы исследования и решения задач с параметрами: аналитический и координатный.
Общеинтеллектуальные умения:
умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
владение логическим, доказательным стилем мышления, умение логически обосновывать свои суждения;
умение конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
умение планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.
Общекультурные компетенции:
понимание элементарной математики как неотъемлемой части математики, методы которой базируются на многих разделах математики высшей;
понимание роли элементарной математики в развитии математики, роли математиков в развитии современной элементарной математики;
восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста.
Структура курса.
Тема 1. Логика алгебраических задач.
Элементарные задачи как предложение с переменными. Следование и равносильность задач. Уравнение с переменными. Алгебраические задачи с параметрами. Логические задачи с параметрами.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения.
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу. Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. Элементы перечислительной комбинаторики. Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение. Квадратные неравенства. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Куб суммы/разности. Линейная замена. Формула Кардано. Графический анализ кубического уравнения. Уравнение степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Тема 3. Рациональные и алгебраические уравнения и неравенства.
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены. Дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства. Неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы.
Уравнение с несколькими переменными. Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений. Симметрические выражения от двух переменных. Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. Метод разложения при решении систем уравнений. Системы с тремя переменными. Системы Виета с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи.
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами Сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам. Иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства.
Тема 6. Алгебраические задачи с параметрами.
Рациональные задачи с параметрами. Иррациональные задачи с параметрами. Задачи с модулями и параметром. Метод интервалов в неравенствах с параметрами. Системы с параметрами. Метод координат в задачах с параметрами. Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны: уверенно решать указанные в программе курса вида уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; решать текстовые задачи различного уровня сложности; уметь решать нестандартные задачи, связанные с параметрами и модулями, с графическим способом решения уравнений и неравенств, с применением производной.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; иметь наглядные представления об основных свойствах функции, иллюстрировать их с помощью графических изображений; изображать графики функций, описывать свойства функций, уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки ее значений; применять производную функции при анализе и решении задач.
Учебно-методический комплект:
Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Методическое пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.- 118с.
Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 319с.
Дополнительная литература.
Земляков А.Н. Алгебра плюс: элементарна алгебра с точки зрения высшей математики. – М.: Вита-Пресс, 2004.
Семёнов А.В., Юрченко Е.В. Система подготовки к ЕГЭ по математике. Лекция 1-8.//Математика. 1 сентября. - № 17-24, 2008.
Кагалов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 10-11 классов. - М.: ЮНВЕС, 1998.-288 с.
Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Д. А. Аверьянов, П. И. Алтынов, И. И. Баврин и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 864 с.
Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, ООО Издательство Мир и образование, 2005. – 336 с.
Шабунин М. Математика для поступающих в вузы. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. - 640 с.
Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.
П.И. Алтынов. Математика. 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2012.
М.Л.Галицкий, М.М Мошкович, С.И. Шварцбурд., Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа, Москва, Просвещение, 2001г.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач, 10 кл. Москва, Просвещение, 2005г.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач, 11 кл. Москва, Просвещение, 2005 г.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами, Москва-Харьков Илекса, Гимназия, 2007 г.327с.
Тематическое планирование.
Дата
№ занятия
Тема урока
Цели
Тема 1. Логика алгебраических задач (8ч)
1
Элементарные задачи как предложение с переменными. Следование и равносильность задач.
Формировать понятие следование и равносильность задач.
2
Элементарные задачи как предложение с переменными. Следование и равносильность задач.
Формировать умения и навыки использования понятий следование и равносильность.
3
Уравнение с переменными
Формировать умения и навыки решения уравнения с переменными.
4
Уравнение с переменными.
Продолжать формировать умения и навыки решения уравнения с переменными.
5
Алгебраические задачи с параметрами.
Формировать умения и навыки решения алгебраических задач с параметрами.
6
Алгебраические задачи с параметрами.
Продолжать формировать умения и навыки решения алгебраических задач с параметрами.
7
Логические задачи с параметрами.
Формировать умения и навыки решения логических задач с параметрами.
8
Логические задачи с параметрами.
Продолжать формировать умения и навыки решения логических задач с параметрами.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (16ч)
9
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу.
Формировать понятие теорема Безу и следствия из нее.
10
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу.
Формирование навыков и умений использования теоремы Безу и следствия из нее при решении задач.
11
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Формировать умения и навыки решения полностью разложимых многочленов.
12
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Продолжать формировать умения и навыки решения полностью разложимых многочленов.
13
Элементы перечислительной комбинаторики.
Формировать понятие элементы перечислительной комбинаторики.
14
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение.
Формировать понятие квадратный трехчлен : линейная замена, график, корни, разложение.
15
Квадратные неравенства. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени.
Формировать умения и навыки решения квадратных неравенств.
16
Квадратные неравенства. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени.
Продолжать формировать решения квадратных неравенств.
17
Квадратные неравенства. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени.
Продолжать формировать решения квадратных неравенств.
18
Куб суммы/разности. Линейная замена. Формула Кардано.
Формировать понятие куб суммы/разности, линейная замена.
19
Куб суммы/разности. Линейная замена. Формула Кардано.
Формирование навыков и умений использования понятий куб суммы / разности, использования линейной замены при решении задач
20
Графический анализ кубического уравнения.
Формировать умения и навыки проводить графический анализ кубического уравнения.
21
Графический анализ кубического уравнения.
Продолжать формировать умения и навыки проводить графический анализ кубического уравнения.
22
Уравнение степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Формировать умения и навыки решения уравнение степени 4.
23
Уравнение степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Продолжать формировать умения и навыки решения уравнение степени 4.
24
Уравнение степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Продолжать формировать умения и навыки решения уравнение степени 4.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (7ч)
25
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
Формировать понятие рациональных алгебраических выражений. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
26
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
Продолжать формировать понятие рациональных алгебраических выражений. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
27
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
Продолжать формировать понятие рациональных алгебраических выражений. Симметрические, кососимметрические и возрастные многочлены.
28
Дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства.
Формировать умения и навыки решения дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства.
29
Дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства.
Продолжать формировать умения и навыки решения дробно-рациональные алгебраические уравнения и неравенства.
30
Неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости.
Формировать умения и навыки решения неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости.
31
Неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости.
Продолжать формировать умения и навыки решения неравенства с двумя переменными. Множество решений на координатной плоскости.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы (14ч)
32
Уравнение с несколькими переменными.
Формировать умения и навыки решения уравнение с несколькими переменными.
33
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Формировать умения и навыки решения рациональных алгебраических систем.
34
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Продолжать формировать умения и навыки решения рациональных алгебраических систем.
35
Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений.
Формировать умения и навыки решения однородных алгебраических систем.
36
Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений.
Продолжать формировать умения и навыки решения однородных алгебраических систем.
37
Симметрические выражения от двух переменных.
Формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных.
38
Симметрические выражения от двух переменных.
Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных.
39
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных.
40
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Продолжать формировать умения и навыки решения симметрические выражения от двух переменных.
41
Метод разложения при решении систем уравнений.
Формировать умения и навыки решения методом разложения при решении систем уравнений .
42
Метод разложения при решении систем уравнений.
Продолжать формировать умения и навыки решения методом разложения при решении систем уравнений.
43
Системы с тремя переменными.
Формировать умения и навыки решения системы с тремя переменными.
44
Системы с тремя переменными.
Продолжать формировать умения решения системы с тремя переменными.
45
Системы Виета с тремя переменными.
Продолжать формировать умения решения системы с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи (11ч)
46
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Формировать умения и навыки решения иррациональных алгебраических уравнений.
47
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Продолжать формировать умения решения иррациональных алгебраических уравнений.
48
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной.
Формировать умения и навыки решения уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной.
49
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной.
Продолжать формировать умения решения уравнения с квадратными радикалами.
50
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Формировать понятие неэквивалентные преобразования.
51
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Формировать понятие метод эквивалентных преобразований
52
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Формировать понятие метод эквивалентных преобразований
53
Сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам.
Формировать умения и навыки сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам.
54
Сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам.
Продолжать формировать умения и навыки сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам.
55
Иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства.
Формировать умения и навыки решать иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства.
56
Иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства.
Продолжать формировать умения и навыки решать иррациональные алгебраические неравенства. Дробно-иррациональные неравенства.
Тема 6. Алгебраические задачи с параметрами (8ч)
57
Рациональные задачи с параметрами.
Формировать умения и навыки решать рациональные задачи с параметрами.
58
Иррациональные задачи с параметрами.
Формировать умения и навыки решать иррациональные задачи с параметрами.
59
Иррациональные задачи с параметрами.
Формировать умения и навыки решать иррациональные задачи с параметрами.
60
Задачи с модулями и параметром.
Формировать умения и навыки решать задачи с модулями и параметром.
61
Метод интервалов в неравенствах с параметрами.
Формировать умения и навыки решать неравенства с параметрами.
62
Метод интервалов в неравенствах с параметрами.
Формировать умения и навыки решать неравенства с параметрами.
63
Системы с параметрами.
Формировать умения и навыки решать системы с параметрами.
64
Метод координат в задачах с параметрами.
Формировать понятие метода координат.
65
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.
Формировать умения и навыки применения производной при анализе и решении задач с параметрами.
66
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.
Продолжать формировать умения и навыки применения производной при анализе и решении задач с параметрами.
67
Итоговое повторение
Повторение пройденного материла
68
Итоговое повторение
Повторение пройденного материла