«Развитие музыкальных способностей дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие музыкальных способностей дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Автор: Вдовина Любовь Владимировна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА(из опыта работы)«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ ВМР «Детский сад №9 «Малышок»» г. Вольска Саратовской областиВдовина Любовь Владимировна.2023 г.В настоящее время Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами задачи повышения качества образования и воспитания детей. Возникает вопроспоиска новых путей, методов для достижения новых результатов. В данной статье описан опыт работы музыкального руководителя, а также опыты и эксперименты со звуками.Всё чаще педагоги и психологи отмечают у большинства детей синдром «слухового невнимания» - неумение слышать педагогов, детей, себя. Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Я, как музыкальный руководитель – педагог, имеющий непосредственное отношение к звукам, сочла нужным развивать слуховое внимание детей с помощью экспериментов и игр со звуками, которые нас окружают. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без неё нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, познавать мир.Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование.В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Экспериментируя со звуками, ребенок начнёт по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности. Привлечь внимание детей можно, обновив и пополнив музыкальные центры новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами, различными атрибутами, а также с помощью ИКТ.Само по себе понятие «музыкальное экспериментирование», на мой взгляд, собирательное. Ведь исследовательская работа в музыкально-художественной деятельности проходит через все виды детской музыкальной деятельности и неразрывно связана с детским музыкальным творчеством. Каждый раз, делая шаг к чему-то новому, ребёнок проводит «эксперимент». Он пробует, принимает или не принимает результат. Но он делает своё «открытие». И именно этот приобретённый опыт, в ходе своего исследования, становится его знаниями и способностями. Задача музыкального руководителя превращать результаты этих «опытов» в положительные эмоции.Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребёнок, оказавшись в музыкальном зале, и увидев там бубен? Конечно, он будет его ИЗУЧАТЬ: звенеть им, ударять, бегать и прыгать. И делать он это будет не молча, а что-нибудь, приговаривая, или даже выкрикивая. На его лице мы прочтём счастье и радость, бьющую через край. И каждый музыкальный руководитель в детском саду знает, что этот простейший эксперимент всегда разворачивается примерно одинаково, как игра, если не мешать его ходу. В игре ребёнок всегда свободен, спонтанен. Игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение. Игра для ребёнка равносильна удовольствию. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» её в порядке простого испытания, не «догадываясь» о ней, а «пребывая» в ней- петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Если бы меня спросили, каким способом можно увлечь музыкой сегодня и сейчас любого ребенка, я бы сказала, что рецепт прост: играй, танцуй, пой вместе со мной. Со мной, обязательно со мной-педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает им образец музыкального поведения-того поведения, которое нам инстинктивно демонстрируют нам и сами дети, когда им не мешают это делать взрослые.Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звуком мира, а через него и основ музыкального искусства являются игры со звуками. Мир звуков, окружающих нас удивителен. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, огонь, но как они могут звучать? Даже совсем маленькие дети способны импровизировать «свою» музыку. И из обычного металлофона рождается свет светлячка, простые рыболовные колокольчики «могут разговаривать» о дружбе, а коробочки с крупой «расскажут» как таинственно и грустно шуршат под ногами листья осенью.Игры со звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают, и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал.Игры со звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:- изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата)- приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;- исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах;- развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.Подводя итог, можно сказать, что игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах:- формирование у детей отношения к звуку, слову, движению, жесту, как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;- коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющей принимать в ней участие каждому;- простота и доступность.Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудий труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские музыкальные инструменты, с помощью которых они учатся данному виду деятельности.С этой целью можно создать детскую музыкальную лабораторию, в которой дети смогут познакомиться с современными музыкальными техническими средствами, научатся ими пользоваться. Познакомятся со свойствами звука, поучаствуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания воплотят в своей творческой деятельности, например: сделают свои музыкальные инструменты и научатся сочинять свои мелодии, поучаствуют в концертах, выставках вместе с родителями, научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она служила во благо ребенка, а не во вред. Подобную музыкальную лабораторию можно определить как «насыщенную среду» для творческого музицирования. Там находятся инструменты не сложные в освоении. Ребенок, оказавшись в этом месте, должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают металлофоны, ксилофоны. Эти инструменты начинают звучать от малейшего прикосновения.Условиям простоты, доступности отвечают так же шумовые инструменты.Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, гром, часы и т.д.). Дети, попадая в музыкальную лабораторию, под руководством педагогов, учатся творить, используя звуки. Ведь все сказочное звучащее богатство принадлежит им! Детский игровой мир озвучен простейшими звучащими предметами. Поэтому в лаборатории уместны звенящие ключи, связки пуговиц, стеклянные бутылочки, шуршащая бумага, коробочки с крупой, барабаны из пластиковых банок и т.д.Так же для изготовления инструментов может пригодиться все: бумага, целлофан, трубочки, коробочки, бутылочки, леска, нитки, желуди, шишки, расчески и многое - многое другое из чего можно извлечь звук.Что же делать со всем этим «богатством» в музыкальной лаборатории? Прежде всего, каждый из этих инструментов обладает своим голосом. Предложить детям попробовать поиграть, побуждать словами к определенным действиям:Например:- «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие звуки в нем живут, постарайся найти разные»;- «Сыграй музыку на инструменте, как ты ХОЧЕШЬ» (свободные соло по кругу);- «Будь дирижером, покажи музыкантам, какую музыку им нужно сыграть» (ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 инструментов);- «Поговори со своим соседом, расскажи, что ты хочешь с помощью инструментов);- «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение». Предложить поиграть, например разной бумагой, разными способами: ритмично сминать, рвать, тереть. Затем обратить внимание на то, сколько разных тонких звучаний можно услышать в «бумажной музыке». Бумажные звуки могут перетекать друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать интересное название.Можно предложить озвучить стихотворение. Для каждой строчки ребёнок может подобрать свой звук. Для озвучивания подобных стихотворений и эпизодов из сказок подойдут всевозможные природные материалы: семена, желуди, скорлупки и т. д. Ими можно шуршать в открытой коробке, а можно сделать маракасы на каждого ребенка и потом применять в серьёзной ритмической работе на занятиях.В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит?»), а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»).В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему всё звучит?», «Откуда берётся голос?»).В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живёт эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?»), причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков - частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна») и др.В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы: «Звуки улицы». «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» (темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т.п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.Огромную роль для детской музыкальной экспериментальной деятельности играет предметно-пространственная развивающая среда, которая не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой для развития творческой активности дошкольников. Экспериментирование своего рода трамплин для самостоятельного творчества каждого ребёнка. Поэтому в нашем детском саду в каждой возрастной группе оборудованы соответствующие музыкальные центры и театральные зоны (уголки детского музыкального творчества). Содержимое музыкального уголка подбирается в соответствии с возрастом детей. Прекрасным материалом для музыкального экспериментирования служат музыкально-дидактические игры, которые не только помогают определить музыкальные способности детей, но и благотворно влияют на их развитие.Ребёнок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребёнок должен быть включён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях – это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний. С принятием нововведений в дошкольном образовании каждый из нас понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. Задача нас - взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к познанию, экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.