Этап рефлексии на уроках в соответствии с обновленными ФГОС ОО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этап рефлексии на уроках в соответствии с обновленными ФГОС ОО
Автор: Стебловская Л.С., Шайдорова И.А., Евсюкова Е.В.

Этап рефлексии на уроках по ФГОССлайд 1.В последние годы при введении ФГОС рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, дать самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают:Слайд 2. Рефлексия- способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь её результат и способ, который привёл к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания.Цель рефлексии - выявление эмоционально-чувственного состояния учащихся. Осознание, внутреннее переживание, сопереживание учащихся. Задание-рефлексия ставит воспитанников в ситуацию, позволяющую им выразить своё «Я». Обязательным условием рефлексии является создание эмоционального фона с доверительной обстановкой. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.Слайд 3. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала
  • Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).Слайд 4. Рефлексия может быть представлена не только в письменной или устной форме, но в виде иллюстраций, методика «Человечки». Цель данной методики - выявление эмоционально-ценностных ориентаций у учащихся средней и старшей школы. Каждый человечек отражает определённые эмоции: удовлетворение, неудовлетворение, готовность к поиску новых решений, не интерес к данной теме Слайд 5. Методика «Карта настроений» представляет собой набор смайликов, которые отражают различные эмоции человека, выбирая конкретный смайл ученик, определяет своё эмоциональное состояние после проведенного мероприятия.Слайд 6. Методика «Шесть Шляп Мышления»В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.Суть методаШесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.Слайд 7. Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.Слайд 8. Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.Слайд 9. Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.Слайд 10. Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.Слайд 11. Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.Слайд 12. Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).Слайд 13. ПреимуществаВот некоторые преимущества метода шести шляп, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой :)
  • Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
  • Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  • Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
  • Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  • Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент.
  • Недостатки метода
  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
  • Большая психологическая нагрузка.
  • Слайд 14. Технология "Цветные фигуры", Технология "Дерево настроения"Учитель предлагает обучающимся выбрать фигуру того цвета, которая соответствует его сегодняшнему эмоциональному состоянию. Каждый ученик объясняет свой выбор по алгоритму, который задает учитель (что символизирует форма, цвет выбранной фигуры). Слайд 15. По тесту Люшера Синий - покой, приятное общение, гармония.Зеленый – напряжение, самоутверждение.Красный – эмоциональный, высоко активный.Желтый – возбуждение, поиски нового.Черный – протест, негативное отношение.Слайд 16. Технология "Острова"На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления"Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована в конце каждого урока, учебного дня на протяжении определенного периода времени. Слайд 17. Методика «Рефлексивный круг»Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии:-расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;-что нового вы узнали, чему научились;-каковы причины этого;-как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле).Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.Слайд 18. Рефлексия деятельности.Технология «Рефлексивная мишень»На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени. Педагог организует анализ ответов.Слайд 19. Метод «Оценочное окно»:Сразу могу применитьСовсем непонятно Хорошо понятноНикогда не смогу применитьСлайд 20. Технология «Листок активности» «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный«! »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.Слайд 21. Технология нкета-газета"На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение. Технология «Анкета» В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.Слайд 22. Технология аверши фразу"Участникам взаимодействия для выявления результативности занятия, предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.Например, после работы с текстом при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:-"Рефлексия – это…";-"Среди этапов работы с текстом мне особенно понравился…";-"Во время работы я приобрел…";-"Работа заставила меня задуматься о…" и т.д. Слайд 23. Технология «Мини-сочинение», ЭссеУчастникам предлагается написать на отдельных листках бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы:«Мои мысли о своем участии на занятии»«Как я оцениваю результаты дела»«Что мне дало это занятие» Ещё одним средством формирования творческой эмоциональной активности – написание эссе. Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Главная задача эссе — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Слайд 24. Технология "зарядка"Участникам взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.Могут быть предложены следующие движения:-присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение к …-присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение к …-обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение к …-поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение к …-поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение к …Слайд 25. Технология елеграмма", «Письмо»После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: "Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите телеграмму из 11 слов. Слайд 26. Технология емодан, корзина, мясорубка"Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. Чемодан – что ученик вынес с урока, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. Мусорная корзина - оказалось ненужным, бесполезным.Мясорубка - оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Слайд 27. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.Слайд 28. Технология се у меня в руках" На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", Указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", Средний – "Мне здесь совсем не понравилось", Безымянный – "Психологическая атмосфера", Мизинец – "Мне здесь не хватало…".Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.Слайд 29. Технология «Синквейн» Одним из средств формирование рефлексии является развитие творческого компонента мышления. Развитие творчества предполагает использование потенциала учащихся, выявление их наклонностей и способностей. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме. Предварительно учащимся необходимо разъяснить правила написания синквейна.СуществительноеПрилагательное, прилагательноеГлагол, глагол, глаголПредложение (словосочетание)Резюме (ключевая фраза, вывод) Новикова Анастасия написала синквейн, после посещения памятных мест, связанных с именем Н.Ф.Ватутина.Ватутин!Великий, талантливый,Воевал, командовал, погиб.Я горжусь своим земляком!Слава героям!Слайд 30-32. Групповая форма работыКонцепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?- делало её более эффективной- тормозило выполнение задания- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группеНа каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни
  • Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении
  • Какой стиль общения преобладал в работе?
  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания
  • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено
  • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной
  • Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.