Значение игр краеведческого содержания для развития профессиональных умений педагога.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение игр краеведческого содержания для развития профессиональных умений педагога.
Автор: Курганова Ирина Викторовна

Значение игр краеведческого содержания для развития профессиональных умений педагога. В последнее десятилетие краеведение как особый образовательный ресурс прочно входит в практику работы дошкольных учреждений. Краеведение — это многогранная познавательная, творческая и общественно полезная деятельность детей, направленная на комплексное изучение родного края (его природы, быта, хозяйства, культуры), а также посильное участие детей в охране и сохранении природного и культурного наследия. Краеведческая работа может осуществляться педагогом, который сам в совершенстве владеет знаниями об истории, природе, культуре, достопримечательностях родного края, понимает значение краеведческой работы для общего развития дошкольников, мотивирован на данную деятельность, обладает определенными умениями и навыками при организации краеведческой работы с дошкольниками, другими словами — обладает краеведческой компетенцией. Для развития профессиональных умений педагогов была разработана парциальная образовательная программа «Кучуры- края украшенье: обеспечение условий для развития потенциала воспитателя в условиях сельской ДОО» . Цель программы: оказать методическую помощь педагогам дошкольных образовательных организаций (ДОО) в организации образовательной деятельности, направленной на успешное социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения дошкольников к природному и социокультурному наследию малой Родины. Для усовершенствования краеведческих знаний, профессионально-организационных умений, активизации самостоятельной деятельности педагогов, развитие творчества мы использовали различные формы. Формами работы с педагогами явились консультации, посвященные истории возникновения и развития краеведения в образовании, значению краеведческой деятельности для детей, задачам, решаемым посредством краеведческой работы и т. п. Кроме того, нами были подготовлены и проведены педагогические часы (1 раз в неделю), включающие вопросы организации и руководства краеведческой деятельности детей в разных возрастных группах. В рамках обучения педагогов дошкольного учреждения был организован постоянно-действующий семинар-практикум, посвященный изучению теоретических, методических, краеведческих источников, проектированию предметно-пространственной среды, определению форм и методов использования краеведческих игр в непосредственной образовательной деятельности детей. С коллективом педагогов были организованы и проведены целевые и виртуальные экскурсии для ознакомления педагогов с достопримечательностями нашего поселка, а также с природным памятником Скрипинские кучуры. Также нами были разработаны мультимедийные презентации «Моя Тереньга», «Достопримечательности нашего края», «Усадьба Перси ренч, презентации- рекомендации по организации краеведческих уголков в разных возрастных группах. Все это нацеливало педагогов на дальнейшую интересную, плодотворную краеведческую работу. Педагогами были организованы краеведческие уголки, подобран дидактический материал (познавательные книги с краеведческим содержанием, атласы, тематические альбомы, открытки и фотографии с достопримечательностями поселка, природными и культурными объектами и т. п.), Был организован и проведен смотр-конкурс «Лучший краеведческий уголок группы». Целью конкурса являлось создание условий для организации краеведческой деятельности. Главными задачами были побудить педагогов-участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музеев, в которых представлены яркие страницы истории города и края, а также выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков краеведения. С целью пополнения и усовершенствования краеведческих знаний и умений по организации краеведческой работы с детьми проводились игры с педагогами («КВН», «Брейн-ринг», викторины, посвященные теме «Моя Тереньга». При подготовке к этим мероприятиям педагогам предлагалась научная, методическая, краеведческая литература. С целью расширения знаний педагогам предлагалось вести тетради по самообразованию, где они не только повышали свой теоретический уровень, но и оценивали уровень своей краеведческой компетенции. Еще одной формой работы с педагогами выступили симпозиумы, так называемые обсуждения, в ходе которых педагоги выступали с сообщениями на краеведческую тематику, научно доказывали ее актуальность, после чего отвечали на вопросы аудитории. Кроме того, мы использовали дебаты «Я знаю лучше», где педагоги могли доказать достоверность исторических, географических и культурных фактов, связанных с Крымом, своим оппонентам. На этом этапе педагоги смогли продемонстрировать свои умения формулировать краеведческие задачи, составлять перспективные планы, используя разнообразные формы и методы краеведческой работы в различных видах непосредственно-образовательной деятельности с краеведческим содержанием. Нами было отмечено, что педагоги, получив новые интересные краеведческие знания, старались сразу передать их детям, включить их в разнообразную детскую деятельность (прогулки, экскурсии, походы, викторины, выставки детских работ и многие другие), привлекали к организации предметно-пространственной среды. Кроме того, педагог включали в свою работу компьютерные средства обучения: игры с краеведческим содержанием на мультимедийной доске, разнообразные мультимедийные презентации на краеведческую тематику, что значительно повысило интерес самих детей к краеведению. Подводя итоги, можно констатировать, что проделанная большая работа, включающий в себя разнообразные формы и методы работы с педагогами, способствовала: возросшему интересу и стремлению педагогов организовывать и осуществлять краеведческую работу с детьми в своих возрастных группах; значительному пополнению краеведческих знаний и усовершенствованию ранее приобретенных, желанию добывать новые знания по истории, географии, природе родного края и реализовывать их с детьми; формированию умения планировать осуществлять различные формы и методы краеведческой работы с детьми в разных возрастных группах; проявлению инициативы и творчества педагогов.Организация методического сопровождения краеведческого образования воспитателей проводится на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов. Далее планируются мероприятия, позволяющие повысить уровень краеведческих знаний у педагогов.Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе» позволит воспитателям познакомиться с новейшими практиками патриотического воспитания дошкольников, выявит проблемы организации данной работы внутри детского сада.Консультации «Возрождение русских народных традиций», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».Семинар-практикум. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проводится семинар-практикум. На заседаниях семинара педагоги смогут поучаствовать в игровой викторине «Знатоки истории родного города», узнают, что и как рассказывать детям о родном городе, получают конкретные рекомендации относительно методов индивидуального занятия с ребенком. К семинару-практикуму воспитатели самостоятельно изучают методическую литературу, подбирают дидактические игры, разрабатывают конспекты занятий, экскурсий.В детском саду необходимо создание мини- музея патриотического воспитания  – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада.Деловая игра — форма организации деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленных на решение учебной задачи. Практика показала, что деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.  Круглый стол — это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели. Организация «круглого стола» на тему «Воспитание у дошкольников любви к родной природе» будет способствовать решению проблемных ситуаций и разработке рекомендаций по данной теме.Творческая группа — это содружество педагогов, которое действует на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый педагогический опыт, новую методику или разработать идею. В детском саду можно создать творческую группу, которая будет разрабатывать тему«Методическое сопровождение работы в ДОУ по изучению дошкольниками родного края». Каждый член творческой группы должен заниматься решением определенной проблемы. Например: содержание, планирование программных задач, критерии результативности обучения, методику проведения диагностического обследования и его документацию, условия, формы и методы реализации темы, модели ознакомления дошкольников с родным городом.Самообразование это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. Каждый педагог может использовать свою форму отчета работы по самообразованию: выступление на педагогическом совете с опытом работы, проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.), показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы. Администрация и методическая служба детского сада выделяет работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют эффективным, его изучают, на него „равняются“. Эффективный педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства.Ежегодно в рамках методической работы в нашем дошкольном учреждении проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы педагогов в соответствии с направлением инновационной деятельности ДОУ. Цель открытых показов — пропаганда педагогического опыта и обучение педагогов методам и приемам работы с детьми. По итогам открытого просмотра может быть принято решение: например: «проанализировав открытые занятия по ознакомлению детей с традициями и обычаями проведения народных праздников, решили внедрить в работу педагогического коллектива опыт воспитателя, конспекты представить в методический кабинет и продолжить обобщение опыта работы по теме «Приобщение дошкольников к народным традициям».С целью выявления, поддержки и развития педагогического опыта и инициатив в области воспитательной работы, повышения престижа профессии воспитателя, создания условий для самореализации воспитателей проводится профессиональные конкурсы. Они являются своеобразной ступенью повышения педагогического мастерства педагога.Таким образом, используя в своей работе перечисленные активные формы,  воспитатели приобретают больше теоретических и практических знаний и умений, расширяют свой кругозор.  Работа в данном направлении должна вестись постоянно потому, что профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества воспитательно-образовательного процесса, воспитанности дошкольников.