МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «Сказка»»
Кемеровского муниципального районаПедагогический проектпо развитию мелкой моторикивпервой младшей группе «Веселые пальчики»
Воспитатель:
Калачева И.А.
2023 г.
Актуальность выбранной темы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – эторазнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2.Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.;
3. Развитие способности координированной работы руксо зрительным восприятием;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
Дети:
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Установится эмоциональный контакт с ребенком;
Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный1. Составление перспективного плана мероприятий проекта, составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики в младшей группе;
2. Изучение и подборметодической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и игр на развитие мелкой моторики и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации. Изготовление многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшей группы.
II этап - основной
1.Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Веселые пальчики»
для детей первой младшей группы.
1 неделя
- Сухой бассейн с крупами
- Д/и «Волшебные замочки»
- Массаж рук с помощью ребристых мячей.
- Лепка «Утята»
- Игры с предметами:Складывание мозаик, пазлов
- П/игра «Ловим мыльные пузыри»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Мальчик - пальчик»
- Игры с прищепками «Ежик»
2 неделя- Д/и «Большие и маленькие мячики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
-Игры с водой «Рыбалка»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладошки»
- Д/и «Сортируем макароны»
- Лепка «Снеговичок»
- П/игра «Солнышко и дождик»
- Игры с прищепками «Солнышко»
3 неделя- Упражнения пальчиковой гимнастики «Сорока - сорока»
- Игры с предметами: Конструирование, пирамидки, матрёшки
- Лепка «Неваляшка»
- Сухой бассейн с крупами
- Рисование на крупе пальчиками
- Пальчиковая гимнастика «Бумажный мячик»
- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
4 неделя- Д/и «Попробуй расстегни»
- Дорисуй ежику колючки
- Лепка «Колобок»
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладушки»
- Д/и «Сортируем макароны»
- Игры со счетными палочками «Разложи по цвету»
- Игры с прищепками «Ежик»
2.Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей первой младшей группы:
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»;
- Консультация для родителей «Почему важно развивать мелкую моторику рук»;
III этап –заключительный
Презентация опыта для сотрудников детского сада;
Оформление проектной деятельности;
Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать дальнейшую систему работы.
Разработать системумероприятий по работе с родителями, используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.