«Использование ИКТ для развития творческого потенциала на уроках русского языка и литературы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование ИКТ для развития творческого потенциала на уроках русского языка и литературы»
Автор: Бутенко Ирина Анатольевна

Статья «Использование ИКТ для развития творческого потенциала на уроках русского языка и литературы» Усовершенствование образовательной системы, появление новых методов и концепций направлено сейчас на одну из главных задач – развитие творческого потенциала учеников.И именно современные средства ИКТ позволяют повысить качество образования, улучшить его. При этом использование ИКТ также и влечет за собой проблему сохранения здоровья (как физического, так и психического) учащихся. Популярность и широкое применение информационно-коммуникационных технологий предполагает также и увеличение обеспокоенности педагогов и медицинских работников в связи с возможным вредом для здоровья учащихся. На сегодняшний момент многие ученые исследуют возможность снижения отрицательного влияния компьютеров и ИКТ. Необходимость решения этой проблемы сохраняется уже более 20 лет – с внедрением ИКТ в обучение школьников. За эти годы выявлено множество различных факторов, которые важны для внедрения в обучение технологий, сохраняющих здоровье .При этом также значима проблема правильного использования ИКТ, так как работа учащихся за компьютерами связана как с физической , так и с психической нагрузкой. Эргономически и технически правильно созданное оборудование, так же важно, как и правильное программное обеспечение, которое будет связано с учебными планами и выполнено без ошибок. Использование Интернета в процессе обучения позволяет учащимся овладеть новыми способами получения, обработки и нахождения информации. Именно поэтому Интернет можно рассматривать как один из шагов осуществления предметной интеграции Также остро встает проблема сохранения здоровья при использовании Интернет-ресурсов, ведь перенасыщение информацией так и ее недостаток может привести к психическим нарушениям. Это проявляется в отсутствии интереса к использованию Интернета или же лишь поверхностное поглощение информации, без полного понимания и осознания. Очень часто учителя, наполняя учебные программы новым содержанием, увлекаясь творческим процессом и использованием разнообразных средств ИКТ, забывают о том, что физические и психические силы, возможности учеников имеют свой предел. Из-за этого снижается качество знаний и ухудшается здоровье учащихся Использование технологий здоровьесбережения, правильная организация и обращение внимания на все факторы, связанные с сохранением здоровья, будут способствовать сохранению уровня работоспособности и  физического здоровья, а также полной безопасности для жизни и здоровья учащихся. Это положительно скажется на одной из главных целей обучения – подготовке здоровых членов общества, умеющих работать с информацией и владеющих ИТ. Целью  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при использовании средств ИКТ, является:  обеспечение обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На сегодняшний момент учитель должен вовремя направить учащихся в правильное образовательное русло, повысить их мотивацию и заинтересованность в получении информации из сети. Это заинтересованность на повышение эффективности освоения знаний, снижая при этом вред психическому здоровью. При этом также стоит обратить внимание учащихся на возможность того, что некоторые интернет-источники могут содержать ошибки или некорректную информацию и опасную рекламную информацию, содержащую множество ошибок. Использование информации из сети Интернет приводит также к тому, что учащиеся не заинтересованы в создании чего-то нового, а просто используют готовый материал из статей, докладов, рефератов, выложенных в свободном доступе, что приводит к снижению качества образования. Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером:•          усталость глаз•          нагрузка на кистевые суставы•          зависимость от интернета•          неподвижность в течении долгого времени Положительные факторы, при работе за компьютером:•          возможность проявить творческие способности•          повышение заинтересованности учащихся•          повышение качества образования•          возможность снять эмоциональное напряжение•          индивидуализация обучения Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д. Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета. Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.