"Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Личностно-ориентированное обучение как средство развития школьников"
Автор: Светлана Николаевна Шипилова
Личностно ориентирование обучение как средство развития школьников
Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые, а именно:
- как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.
В моём классе обучается девочка с речевыми, психическими нарушениями разной этиологии, а также дети имеющие повышенный уровень тревожности, плохо адаптирующиеся к социальной среде. Такие дети не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Такимобразом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основнойцелью является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения, вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но, в конечном счёте, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно, но усваиваются прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности. Выработка новых условных связей резко замедленная. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате учащиеся не имеют систематических знаний. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
Работая с такими детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи.
Соответственно, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять личностно-ориентированный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащение детей знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику работы педагога, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения грамотно высказывать свои мысли, суждения, оценивать себя, отстаивать своё мнение.
Учитель условно делит класс на группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Таких групп может быть от одной до четырёх.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его здоровья. Всвоей работе я использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс, который растягивается на годы, и часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), но помощь учителя в данном случае все равно необходима, так как ребенок не имеет возможности правильно соотнести по трудности, предлагаемые ему задания.
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Учащиеся класса, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению.
Чтобы воспитать у ребёнка стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поэтому в своей работе необходимо делать акцент на развитие мотивации у учащихся на уроках через использование нетрадиционных форм, приемов и методов.
Исходя из этого, рассмотрим модель личностно-ориентированного обучения и воспитания в классе.
Модель личностно-ориентированного подхода идентична модели личностно-образовательного подхода общеобразовательной школы:
- разноуровневый подход;
- дифференцированный подход;
- индивидуальный подход;
- субъектно-личностный.
Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация.
Необходимо отметить, что в личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько источником информации и контролером, сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Сущность личностно-ориентированного урока в классе для детей с ОВЗ- не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика.