МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СКАЗОЧНОЕ СЕНСОРНО-ТАКТИЛЬНОЕ ДЕРЕВО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СКАЗОЧНОЕ СЕНСОРНО-ТАКТИЛЬНОЕ ДЕРЕВО»
Автор: Александрова Светлана Александровна
АВТОРСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«СКАЗОЧНОЕ СЕНСОРНО-ТАКТИЛЬНОЕ ДЕРЕВО», КАК ЭЛЕМЕНТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА.Составил: воспитатель МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад №17 «Ладушки» г. Вольск Александрова Светлана Александровнаг.Вольск, 2023Авторское методическое пособие «Сказочное сенсорно- тактильное дерево», как элемент работы с детьми дошкольного возраста». «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять.Надо не только дать ему время поиграть,но и пропитать этой игрой всю его жизнь»А. С. МакаренкоКраткая аннотация: Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.Развитие речи ребѐнка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту ребѐнка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Потому и педагогам, и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей - «Сенсорно-тактильные мешочки». Набор «Сенсорно-тактильных мешочков» - это прекрасное пособие для развития мелкой моторики и сенсорики ребѐнка. Мешочки поощряют любознательность, стимулируют развитие чувств ребѐнка и обеспечивают бесконечные возможности для неструктурированной игры.Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо еѐ нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными и длительность их будет составлять не более 5 минут.Значение развития мелкой моторики:Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребѐнка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Цель пособия: сенсорное развитие ребѐнка. Задачи пособия: развивать мелкую моторику; учить анализировать тактильные ощущения; развивать воображение, эмоциональную сферу;расширять словарный запас.Актуальность:Методическое пособие «Сказочное сенсорно- тактильное дерево», может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и на повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов. Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Методическое пособие «Сказочное сенсорно- тактильное дерево» соответствует ФГОС ДОУ. Оно содержательно – насыщенное (разные атрибуты, изображающие птиц, животных, листья, и другое); полифункциональное, вариативное, доступное и безопасное в использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями).Методическое пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаѐт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых правил. Методическая ценность пособия:Применение «сенсорно-тактильных мешочков» направленно на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми раннего возраста. Пособие можно использовать в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальной работе с ребёнком. Пособие можно постоянно пополнять новыми материалами.Культура оформления методического пособия:Методическое пособие «Сказочное сенсорно- тактильное дерево» имеет определенную конструкцию: изображение дерева с животными и птицами из фоамирана ; на данном дереве закреплены безопасные крючки на которые надет один комплект разноцветных мешочков 7×5см. с разнообразным наполнением крупы (рис, гречка, пшено, манка), кофейные зерна, ванилин, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, орехи, пуговицы, корица, мишура.Второй комплект прозрачных мешочков 6×8см. с точно таким же содержимым хранятся в специальном кейсе.Ребѐнку предлагается на ощупь (и даже на запах!) определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал.Такая комплектация позволяет применять разнообразные приѐмы и упражнения с детьми.Для развития звукового восприятия был изготовлен улей с пчелами, с разнообразным наполнением: монетки, камешки, песок, крупы и т.д. Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач детского сада, так как, именно дошкольный возраст наиболее сензитивный. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным.Атрибуты методического пособия соответствуют физическим параметрам детей, а так же находятся в зоне доступности ребѐнка, не оказывают негативного воздействия на ребѐнка, не провоцируют его на агрессивные действия. Используемый демонстрационный материал разнообразен, подбирался с учѐтом индивидуальных особенностей восприятия детей. Модели и изображения реалистичны, соответствуют реальному объекту (внешний вид, размер). Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и безопасны в использовании. Уникальность и новизна пособия: Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает внимание детей. Дети могут использовать данное пособие в соответствии с собственными замыслами, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения. Идея создания игрового пособия позволила открыть новые возможности взаимодействия с родителями (совместное обсуждение реализации идеи, помощь в оформлении «Сказочного сенсорно- тактильного дерева» придумывание игровых моментов).Возрастные особенности:Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2 - 2,5 лет). Чем старше ребѐнок, тем сложнее и разнообразнее должны быть задания. Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А выбор упражнений – простор для педагогического творчества! (Приложение №1).Особенности данных материалов:При работе с дидактическим пособием педагог, опираясь на базовые элементы игры, имеет возможность создавать и дополнять материал своими собственными идеями.Предполагаемый результат:У обучающихся обогащается сенсорный опыт, происходит развитие руки и укрепление ее мышц, совершенствуется мелкая моторика пальцев, а так же развивается интеллектуальная деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как определение содержимого развиваются логические представления и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.Заключение:Методическое пособие «Сказочное сенсорно-тактильное дерево», представлено педагогам и детям в доступной форме, позволяет значительно расширить образовательную деятельность и методику работы с детьми дошкольного возраста. Опыт работы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.Приложение №1ПРИМЕРЫ игр и заданий с сенсорными-тактильными мешочками.1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все тѐмные или светлые и т. п.)3. «Угадай, что внутри?» Ребенок выбирает непрозрачный мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, показываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.5. Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков.6. Использование прозрачных и непрозрачных цветных мешочков (работа зри-тельного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочки, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.7. Использование прозрачных и цветных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Берем прозрачные и непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.8. Использование прозрачных и однотонных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачные и однотонные непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.