Эффективное применение современных образовательных и оздоровительных технологий на уроках физической культуры
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективное применение современных образовательных и оздоровительных технологий на уроках физической культуры
Автор: Савчук Анатолий Анатольевич
Эффективное применение современных образовательных и оздоровительных технологий на уроках физической культуры.В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. В связи с чем, вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. Дети пропускают уроки, а затем освобождаются от уроков физической культуры. Анализ ситуации в школе показывает, что необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.Одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся.У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технического развития страны, значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любыми двигательными действиями идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечнососудистой, дыхательной, мышечной патологий.Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.Недостаточность учебной мотивации, ее внешний или отрицательный характер являются одной из преобладающих причин неуспеваемости школьников. Формирование внутренних мотивов (познавательный интерес, стремление к приобретению знаний), придающих учебной деятельности значимый смысл, в свете которого собственная учебная деятельность становилась бы важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является необходимым условием эффективности учебной деятельности. Поэтому я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации деятельности школьников. Для организации учебной деятельности моих обучающихся использую методы, предполагающие совместную работу учителя и ученика, а также методы самостоятельной работы обучающихся, включая взаимопроверку и самоконтроль:- поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся; - включение каждого ученика в активную двигательную деятельность; - создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.Наилучший воспитательный результат получается, когда идет упор на успех ученика. Он связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.Считаю, что основная часть программы по физической культуре в школе, спортивные игры являются одним из средств решения основных задач физического воспитания.Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, наследственная программа передается из поколения в поколение.Этот важный факт применяю для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников. Особенно надо быть внимательными к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучению некоторым элементам.Анализируя результаты исследования можно скорректировать в дальнейшем свою работу, как на уроках, так и во внеурочное время. Следует обратить внимание на выработку выносливости и ввести на уроках побольше упражнений, помогающих развить это качество. Например, бег на средние и длинные дистанции, постепенно увеличивая дистанции; попеременный бег, кросс по пересеченной местности, прыжки со скакалкой, игра в пионербол с 2 мячами. Но особое внимание надо уделить мальчикам и помочь им в развитии силы рук. Для этого помогут упражнения в парах, преодолевая сопротивление, различные висы, отжимания. Если ввести в разминку упражнения на гибкость и самое главное применять их ежедневно, то можно улучшить результаты. Например, спортивная игра волейбол – это командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится пятиклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в волейбол на уроках и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в школе, находят товарищей из более старших классов и налаживают отношения среди своих сверстников. Мной была проведена анкета для учащихся в 4-6 классах. В нее входили следующие вопросы, где предлагалось три варианта ответа: да, нет, не знаю: 1- я удовольствием занимаюсь физкультурой в школе; 2- самые любимые уроки – это уроки по волейболу, баскетболу, футболу; 3- спортивные и подвижные игры помогают мне стать быстрее, сильнее, выносливее; 4- спортивные и подвижные игры подвижные помогают мне в общении с одноклассниками; 5- спортивные и подвижные игры помогают мне в учебе. Восемьдесят восемь процентов, учащихся с удовольствием занимаются физкультурой в школе. Почти все учащиеся понимают, что занятия, включающие спортивные и подвижные игры, развивают их физические качества и помогают им в общении друг с другом.