Воспитательное событие как форма организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательное событие как форма организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей.
Автор: Анна Михайловна Филиппова

Воспитательное событие–форма организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей.
Сегодня перед нами стоит задача развития приоритета индивидуальности ребенка, активного социального взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).
Следовательно, требуются новые виды взаимодействия с детьми, родителями, окружающим социумом. Таким новшеством и стало событийное воспитание как альтернатива традиционному способу воздействия.
Чем же воспитательное событие отличается от мероприятия?
В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления. Мероприятия включают в себя праздники, развлечения, тематические вечера и т.д. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи педагога- организатора и классного руководителя. Учащиеся и родители же были лишь зрителями. Встал вопрос, каким образом сделать родителей активными участниками воспитательного взаимодействия? И тут на помощь приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания продукта совместной деятельности, в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников воспитательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Б.Д. Эльконин: событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание
Обоснование интегративных возможностей воспитательных событий
в ходе реализации воспитательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения;
формируют эффективное образовательное пространство, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка;
способствуют успешной социализации ребёнка.
позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;
способствуют повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребёнка к обучению;
развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность вырабатывать навыки саморазвития и самообучения
Уровни организации событийности
Познавательный: консультации для родителей, экскурсии, походы, беседы
Развлекательный: спортивные мероприятия, музыкально-игровые программы
Продуктивный: выставки, конкурсы, мастер-классы
Воспитательное событие – это
Значимая творческая деятельность
Открытие смысла происходящего для каждого участника
возможность импровизации, для чего используются игра, диалог, метод проектов, погружения, путешествия, арт-технологии и т.д.
то, что развивает и то, что развивается.
то, что вместе создается, но индивидуально понимается.
Этапы осуществления образовательного события
1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.
2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.
4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.
5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями, составляют фотоотчет, выпускают заметку для классного уголка.
Правила успешной реализации событийного подхода в школе (по Н.Б.Крыловой)
— обсуждать, решать и выполнять все сообща, на основе доверительных дружеских отношений и взаимопомощи;
— доброжелательно, с позитивных позиций обсуждать всем вместе события жизни школы и класса, и делать это можно не сидя за партами, а неформально, например, собравшись в кружок у окна на большой перемене, или после уроков на общей прогулке (можно провести и блиц-опрос);
— жить интересами и потребностями учащихся, разделять их радости, помогать им в решении их проблем (если кто-то из детей об этом просит);
— сообща решать, кому и как помочь, как сделать увлекательным процесс учебы, провести свободное время более интересно, по-новому оформить классную комнату (рекреационную среду);
— вместе планировать и проводить предполагаемые экскурсии, походы, прогулки, виртуальные путешествия;
— рассказывать о том, что каждый узнал интересного и нового;
— вместе издавать (используя компьютерную технику) журнал или газету, распространять их в других сообществах;
— совместно участвовать в творческих проектах (в сообществе их всегда должно быть несколько, в соответствии с доминирующими творческими интересами групп учащихся);
— признавать право каждого на добровольное участие в делах сообщества (группы).
Таким образом, событийный подход к воспитанию предполагает наличие в образовательном процессе ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся, лично и общественно значимых дел. Такими событиями становятся: учебные и внеурочные занятия, проведения массовых праздников, сохранение и создание различных ритуалов, организация особенно значимых творческих коллективных дел.
HYPER13PAGE HYPER15
3