И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Автор: Кожумратова Татьяна Валентиновна

Конспект урока по литературное чтение1 «В» класс / УМК «Школа России» /Учитель. Кожумратова Т.В.Тема. И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»Цель. Познакомить учащихся с литературной сказкой И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать творческое воображение, речь, память.Планируемые результаты:Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.Ход урокаI. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! - Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. - Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь. - А теперь настраиваемся на рабочий лад: Громко прозвенел звонок Начинается урок, Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.II. Речевая разминка1. Слоговая таблица (напечатана для каждого на листе А4)- Начинаем наш урок с разминки. У вас на партах лежат слоговые таблицы, которые вам хорошо знакомы.- Читаем по вертикали т.е. сверху вниз. Читаем правильно, выразительно, дружно и громко. 2. Чистоговорка (слайд)- Теперь прочитаем все вместе чистоговорку. Произносим чётко, проговаривая каждое слово.- Что написано черным шрифтом – это читают мальчики- Что написано красным шрифтом – читают девочки.-- Молодцы! Справились с чистоговоркой.III. Актуализация знаний- Как называется раздел, который мы с вами изучаем? Ответ. Раздел «Жили – были буквы»- Вашему вниманию предлагаю обложки книг. Вам нужно внимательно рассмотреть и назвать произведения, которые могут войти в раздел «Жили – были книги» Слайд- Молодцы! Справились с заданием. Ещё одно для вас испытание. Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это буквы? Нужно угадать букву и правильно её назвать. СлайдIV. Изучение нового материала- Сегодня мы на уроке прочитаем произведение из раздела «Жили – были буквы».- Прочитайте имя, отчество и фамилию автора произведения.Слайд- Мы познакомимся с творчеством И. Токмаковой. Ирина Петровна Токмакова - советская и российская детская писательница, автор сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного и школьного возраста, классических переводов из английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества.- Прочитайте название произведения.СлайдV. Первичное знакомство с текстом- Я предлагаю вам внимательно прослушать отрывок аудиозаписи произведения.Включается аудиозапись (глава1)- Понравилось ли вам произведение?- Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему? Ответ. Неживые объекты: буквы, Кляксич - разговаривают. - Да, всё верно. Это сказка. У сказки есть автор, такая сказка называется авторская, или литературная. Произведение И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» - литературная сказка.- Назовите главных героев сказки. Ответ. Девочка Аля, Кляксич и буква «А»VI. ФизминуткаVII. Работа с учебником. Литературное чтение с. 12 – 13- Давайте вернёмся к нашему тексту и прочитаем его. Чтение текста7.1. Словарная работа- Все ли слова были вам понятны?- Знаете ли вы, что такое клякса? Ответ. Клякса – чернильное пятно на бумаге. Слайд.7.2. Выборочное чтение- Легко ли давалось письмо Але? Найдите фрагмент, описывающий причину неудачи девочки. Ответ. Но буквы не слушались. Они падали. Менялись местами. Точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!- Какой вы себе представили девочку Алю? Ответ. Она очень старательная.- Найдите в тексте предложение, подтверждающее то, что девочка старательная. Ответ. Она очень старалась написать хорошо.- Почему так взволнована буква «А»?- Кто поссорил буквы? Прочитайте соответствующий фрагмент Ответ. Да Кляксич же! – воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы друг с другом. - Как вы представляете себе Кляксича? Опишите его. Какой он? Ответ. Коварный, хитрый.7.3. Чтение по ролям- Давайте попробуем составить словесный портрет героев сказки.- Можем ли мы назвать Алю прилежной? Ответ. Да. - Да, верно наша Аля прилежная. А ещё какая она? Ответ. Старательная.- А что вы можете сказать о букве «А»? Ответ. Буква «А» - добрая, справедливая - Кто же является отрицательным героем сказки? Ответ. Кляксич.- Он у нас коварный и хитрый.- Мы знаем характер каждого героя и давайте попробуем разыграть по ролям. Слова автора будет читать – Уварова Анастасия Девочка Аля – Большакова Клара Буква «А» - Федотенкова Ксения- Молодцы! Спасибо!7.4. Составление картинного плана деление текста на части- Вот мы с вами прослушали, прочитали несколько раз сказку. Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки? Чему она нас учит? Ответ. Не сдаваться ни перед какими трудностями, не бояться приходить на выручку другим, не опускать руки. Главная мысль в том, что все буквы нужны, без них ничего не напишешь, даже обычное письмо маме. Писать нужно чисто и аккуратно, тогда у Кляксича не будет ни единого шанса пробраться в вашу тетрадку.- Выяснили мы главную мысль сказки. Теперь нам нужно составить план сказки. Вы видите на доске 3 иллюстрации. Эти иллюстрации нужно расположить в порядке изложения текста. - Следующий этап работы – это деление текста на части согласно иллюстрации. Первая часть у нас, где девочка Аля пишет письмо маме. Найдите и зачитайте этот фрагмент. Ответ. Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами, точно они все друг с другом перессорились, Ну просто наказание! - Это первая часть нашего плана. Нам нужно озаглавить эту часть один словом или предложением.Ответ. Письмо маме.- Найдите в тексте вторую часть плана. Дайте название заголовка. Ответ. Буква «А».- Прочитайте заключительную часть сказки. Какое название подходит для 3 части? Ответ. Кляксич- Мы прослушали 1 главу сказку и прочитали эту главу в сокращении. Заинтересовал ли вас сюжет этой сказки?- Сюжет сказки увлекательный. Здесь возникают такие вопросы: Как могут развернуться события в сказке? Будет ли побеждён Кляксич? Кто поможет его победить?- Вот чтобы получить ответы на все эти вопросы, нужно прочитать полную версию сказки И.П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». VIII. Рефлексия- Наш урок подходит к концу. Мы должны подвести итог нашего занятия- С какой сказкой мы познакомились?- Кто автор этой сказки? - Оцени свои действия на уроке с помощью таблицы