Отличительные особенности преподавания информатики
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отличительные особенности преподавания информатики
Автор: Калякина Людмила Владимировна
Отличительные особенности методики преподавания информатики.Главной особенностью методики преподавания информатики является динамический, изменяющийся характер самой информатики и как науки, и как учебного предмета, ее постоянное развитие и совершенствование технических и программных средств. Важно максимально опираться на результаты общей дидактики, на конкретные методики близких дисциплин – математики, физики. Необходимо руководствоваться принципом единого классического образования школьников в области информатики, в меньшей степени зависящего от типов компьютеров и ПО. Следует минимизировать машинно-зависимые знания и умения, которые могут оказаться бесполезными, при работе на другом типе компьютера, с другой операционной системой или другой версией языка. Еще одна особенность методики преподавания информатики – наличие сильных внутрипредметных связей между темами курса. При изучении учебного материала в таких дисциплинах как история, литература и др. темы изучаются в соответствии с принципами последовательности, и повторение идет лишь как закрепление материала. В информатике некоторые темы (например, оператор цикла) нельзя изучить сразу. Поэтому еще академиком А. П. Ершовым была предложена реализация принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что сначала изучается некоторый элемент в простейшем виде, затем это понятие повторяется, обогащаясь новыми возможностями, дополнительными возможностями.Особенностью методики преподавания информатики является и связь предмета с использованием компьютера как инструмента обучения. Общение с компьютером требует развития особых черт мышления и поведения, соответствующих методов обучения и воспитания.Принципы дидактики преподавания информатики.При отборе содержания, средств и методов преподавания предмета на помощь учителю должны прийти общие принципы дидактики.Принцип научности. Этот принцип требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности обучающихся.Принцип доступности и наглядности содержания. Реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Например, самый низкий уровень - это использование готового программного обеспечения, высокий уровень – создание своих прикладных программ.Принцип активности и самостоятельности. В информатике активность обучающегося является не только целью, но и необходимым условием успешности обучения. Самостоятельность реализуется при выполнении индивидуальных заданий и при переходе к творческой деятельности.Обзор методов изучения информатики.Метод – это способ деятельности, направленный на достижение цели. Особенность информатики заключается в том, что обучающийся, работающий за компьютером, проявляет большую самостоятельность в достижении собственных целей. В преподавании информатики следует использовать следующие методы:Традиционные методы,словесные методы (лекция, инструктаж и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы и пр.).объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.Заключение.На уроках информатики компьютер – не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации познавательной деятельности. Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.Литература.Кушниренко А.Г. , Лебедев Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. – М.: Высшая школа, 2004.