Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений.
Автор: Афанасьева Светлана Геннадьевна
Проект «Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений»СодержаниеПаспорт проектаВид проектаАктуальность проектаЦель и задачи проектаПринципы реализации проектаЭтапы проектаОжидаемый результат проектаЗаключение Список литературыПаспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (1-4 класс)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный.Участники проекта: учителя и учащиеся начальных классов.Проект разработала: Афанасьева Светлана Геннадьевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №9» НГО.Актуальность проекта:Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. В первом классе учитель сталкивается с проблемой, что у детей слабо развит фонематический слух. Ученики нередко путают близкие по звучанию фонемы по твердости – мягкости и по глухости – звонкости, часто страдает словарный запас.За последние годы наблюдается увеличение количества детей, поступивших в первый класс, которые на этапе букварного периода не могут в полном объеме овладеть процессом чтения и письма. Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных проблем, стоящих перед общеобразовательными учреждениями.Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.Вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения.Фонематический слух помогает различать слова и формы слов похожие по звучанию и правильно понимать лексическое значение слова.Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители и учителя объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что приводит к стойке неуспеваемости по письму и чтению.В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведем примеры таких ошибок:1) пропуск гласных и согласных букв (день - 'днь', между - 'межу');2) перестановка букв, лишние буквы (лужа - 'нулжа');3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');6) замена согласных:свистящих - шипящих (золотистый - 'жолотистый');парных по звонкости - глухости (картофель - 'картовель');сонорных (ржи - 'лжи', мебель - 'небель');аффрикатов (птицы - 'птичы', цветы - 'чветы');7) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - 'крюгом', люди - 'луди');8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');9) недописывание слов (мышка - 'мышк');10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом').У детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:1) пропуск букв, слогов, предлогов;2) замена и перестановка букв, слогов;3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;4) недочитывание окончаний слов;5) искажение слов;6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;7) «угадывание» слов.Таким образом, в младшем школьном возрасте правильная речь является главным условием, определяющим дальнейшее развитие ребенка. Цель проекта: Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста на уроках чтения и письма.Задачи проекта:1. Развитие фонематического восприятия с использованием дидактических игр.2. Совершенствование звукового анализа и синтеза в речевой деятельности учащихся.3. Профилактика дисграфии и дислексии.Объектом исследования является развитие фонематического слуха младших школьников на уроках чтения и русского языка. Предмет исследования - звуковой анализ, как средство развития фонематического слуха младших школьников.Принципы реализации проекта:целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе;принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители- учителя»;принцип доступности;принцип системности и последовательности.Проект реализуется по двум направлениям:1. Совместная деятельность с детьми.2. Взаимодействие с родителями.Этапы проектаРеализация проекта будет осуществляться в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Подготовительный этап– узнавание неречевых звуков, различение звуков речи по тембру, силе и высоте.Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие — первая ступень в овладении грамотой, звуковой анализ — вторая.Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Л и т. п.), способствует закреплению у школьника существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной.Игры и упражнения, которые можно применить на этом этапе.Узнавание неречевых звуков:«Угадай, что звучало»Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.«Похлопаем»Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте:«Три медведя»Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.Основной этапРазличение сходных между собой по звучанию слов: «Слушай и выбирай»На доске расположены картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, дом). Учитель называет предмет, а ребенок должен указать соответствующую картинку.«Верно–неверно»Учитель показывает ученикам картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.Различение слогов:«Похлопаем»Учитель объясняет ребенку, что есть односложные, двусложные и т.д. слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. «Что лишнее?»Учитель произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.Различение звуков: «Фонетическая зарядка»Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр», как блеет баран «бе», гогочет гусь «га-га», шипит змея «шшш». Учитель произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.Заключительный этап - усвоение ребенком навыков анализа и синтеза.Для того чтобы ребенок быстро и легко усвоил письменную речь (чтение и письмо), необходимо обучить его звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Под звуковым анализом понимается:1) определение порядка слогов и звуков в слове;2) установление различительной роли звука;3) выделение основных качественных характеристик звука.Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, усвоение ребенком навыков анализа и синтеза и профилактика дисграфии и дислексии:«Похлопаем»Учитель проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. «Отгадай слово»Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).«Передай слово»Учащиесястоят у парты и по цепочке называют слово на заданный звук и передают мяч. Следующий ученик придумывает слово и передаёт мяч дальше.«Звуковая цепочка»Свяжем мы из слов цепочкуМяч не даст поставить точку.Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.Например: весна-автобус-слон-нос-сова…«Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, называет звуки и определяет их количество.«Поймай звук»Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Учитель произносит слова, а ученики, услышав заданный звук, хлопают в ладоши. Например: ложка, шапка, пила, лыжи, ужи, елка…«Угадай слово»На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово.Например: месяц - спрятанное словоКартинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.«Цветик-семицветик»В серединку цветочка вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)«Найди ошибку»На доске вывешиваются карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши уроки более интересными и полезными.Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания:Чистоговорки.Ал - ал - ал - пенал на пол упал,Ол - ол - ол - пенал упал на стол,Ул - ул - ул - пенал упал на стул,Ыл - ыл - ыл - Павел пенал забыл.Са-са-са- в лесу бегает лиса.Со-со-со- у Вовы колесо.Ос-ос-ос на поляне много ос.Су-су-су= было холодно в лесу.Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.Ша-ша-ша – мама моет малыша.шу-шу-шу- маме я письмо пишу.Аш-аш-аш – у Марины карандаш.«Подумай, что не так»Серый вол (волк) в лесу ходит злой, голодный.У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.Задания на коррекцию грамматического строя речи:Измените слова по образцуЛистья клёна - кленовые листьяХвост зайца - заячий хвостШаль бабушки - бабушкина шальПоставьте по очереди слова в предложение.Я налью молоко в стакан из ...(миска, бидон, кувшин, графин).Задания на предупреждение и устранение ошибок при письме:Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).Чтение и составление слов отличающихся одной буквойплач - плащзачищать - защищатьчёлка - щёлка.Наращивание словТо - сто - стол - столб - столбик.«Эхо».Ученики читают вслед за учителем.«Жужжащие чтение».«Найди слова в слове»Ожидаемый результатВ результате систематической работы по двум направлениям, изложенным выше, учащийся научиться: - проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор словасамостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).Заключение При работе над развитием фонематического слуха данные игры можно использовать на уроках письма и чтения. Вывод: Правильно организованная работа с детьми позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку и помогает избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.Список литературы:Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей.- М.,1997.Выготский Л.С. Мышление и речь. –М. :Лабиринт,1999г.Гвоздѐв А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.1994г.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.-М.,2002.