"Я и моя Родина"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я и моя Родина"
Автор: Елена Ивановна Лобацевич

Информационная карта программы «Я и моя Родина»«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств... » (Р. И. Жуковская)Пояснительная запискаВоспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во - многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.В нормативном документе «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.89 г. изложены ключевые позиции обновления системы дошкольного воспитания (значение дошкольного детства в становлении личности, гуманизация целей и принципов работы с детьми). Воспитатель при общении и воспитании придерживается принципа: «не рядом и не «над детьми», а вместе». При такой модели воспитания, при обновлении качества воспитания, с учетом индивидуальности каждого ребенка, возможно воспитание гражданина, патриота.Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 г. Формирование воспитательного потенциала системы образования в наши дни приобретает особую актуальность Принципы гуманистического характера дошкольного воспитания, сформированные в Федеральном законе «Об образовании в РФ», выражают современную государственную политику в области воспитания. Её основу составляют цели и задачи всестороннего развития способностей, самоопределение личности, создание условий для её реализации, взаимодействие детского сада и семьи. Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад оказывает своё воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Поэтому основными задачами являются:повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка;формирование с раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию;уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. О приоритете нравственных ценностей, воспитании патриотизма и гражданского становления личности указывается в Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Реализация этой программы будет содействовать укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга - говорится в «Программе».Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов и религиозных конфессий.Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:- продолжить создание системы патриотического воспитания;- продолжить совершенствование нормативно – правовой и организационно – методической базы патриотического воспитания;- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;-проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.Перед дошкольными учреждениями в связи с реализацией программы патриотического воспитания в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережному отношению к её историческому и культурному наследию; уважении к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Следовательно, необходимо создать благоприятную образовательную среду, содействующую разностороннему индивидуальному развитию и духовно – нравственному становлению личности ребенка, учитывая приоритет нравственных ценностей как важнейший фактор эффективного воспитания, творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых. Необходимо создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самостоятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирование основ культуры, здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия.МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» работает по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» . Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.Программа «Я и моя Родина» разработана для детей в возрасте с 3 до 7 лет. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
  • «Конституция Российской Федерации»
  • Национальная доктрина образования РФ до 2025г.
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России от 13.03.1995г.№ 32-ФЗ (в новой редакции от 01.12.2014г.)
  • Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (с изменениями и дополнениями) от 19.05.1995г.№ 80 -ФЗ
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273 –ФЗ (последняя редакция)
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493 «О Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва ".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020гю №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 19.11.2018г. №196»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049 -13 от 15 мая 2013г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Санитарные правила СП 2.4.3648 -20«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Постановление Администрации города Нижневартовска от 17.09.2014 № 1858 (ред.от 17.02.2020) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартоска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»
  • Программа развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 61 «Соловушка»
  • Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
  • Нормативные и локальные акты МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 61 «Соловушка»
  • Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное – для приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях.Почему возникла необходимость в разработке программы?В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День Единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.1. В программах, по которым работает коллектив детского сада определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.2.Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.3.Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышаны рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городуФормированию бережного отношения к природеВоспитанию уважения к трудуРазвитие интереса к русским традициямРасширению представлений о городах РоссииЗнакомству детей с символами государстваРазвитию чувства ответственности и гордости за достижения страныУважительного отношения к другим народамПоставив перед собой эту задачу, столкнулась с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы. Из массы впечатлений, получаемых ребенком, необходимо отобрать наиболее доступные ему.Актуальность проблемы подтвердились проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей.«Я и моя Родина» - это Программа дополнительной образовательнойработы педагогов ДОУ с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.Цель ПрограммыСоздать условия для освоения традиционной отечественной культуры, формирования основ национального самосознания и любви к отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.Задачи Программывоспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; странеприобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь); воспитывать экологическую культуру, чувство эмпатии и толерантности, основы социально-нравственной сферы чувств; развивать эмоциональную отзывчивость, готовность проявлять гуманность в деятельности и поведении.уточнить и расширить знания о природе Югорской земли;вызвать интерес к труду, трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков; развитие интереса к русским традициям и промыслам;развитие чувств ответственности и гордости за достижения Родины;знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);формирование элементарных знаний о правах человека;Главная идея Программы обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса ДОУ на ознакомление детей: - с историей и культурой своей семьи, родного города, страны;- природным, социальным и рукотворным миром; - на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские, многокультурные черты и обладающего качеством «гражданина - патриота своей «малой Родины». В этом заключается её новизна.Принципы реализации программы В основу программы положены принципы:«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности; Сочетание научности и доступности исторического материала; Наглядность; Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; Профессиональная компетентность педагога; Систематичность и последовательность. (воспитание эффективно, если оно системно); Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов; Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю; Принцип от близкого к далекому; принцип личностно-ориентированного общения- индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;принцип наглядности- широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия (иллюстрации, картинки, фотографии, схемы, карточки и т.д.);принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;принцип системности -принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;принцип непрерывности призван сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;развивающий характер обучения,основанный на детской активности;рациональное сочетание разных видов деятельности,характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.Программа «Я и моя Родина» предназначена для детей 4-7 лет. Занятия проводятся во всех возрастных группах в течение всего учебного года, как в первой половине дня, так и во второй, с использованием различных педагогических технологийтехнология проектирования, экспериментирования, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, музейно – педагогические технологии, технология индивидуально – личностного общения с ребенком, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Продолжительность занятий по возрастным группам: 4-5 -20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.В совместной деятельности педагоги широко используют разнообразные виды детской деятельности: познавательные занятия с использованием ИКТ, тематические беседы, игры (дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные), игровые и проблемные ситуации, целевые прогулки и экскурсии, встречи с интересными людьми, наблюдения, рассказ, объяснения воспитателя, использование произведений устного народного творчества, использование детских художественных произведений, викторины, труд, художественная деятельность. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, в том числе спортивные, развлечения, праздничные обще садовские концерты. Содержание данной работы с детьми реализуется через все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) с учетом принципов интеграции и тематического планирования.Программа отвечает современным задачам образования, в частности – усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры города Нижневартовска и ХМАО - Югра, а также, исторической преемственности поколений. Программа «Я и моя Родина» построена с учетом нормативно – правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО. Условия программы «Я и моя Родина», обеспечивающие успешность развития ребенка
  • активное взаимодействие ребенка с окружающий миром эмоционально – практическим путем: через игру, трудовую деятельность, обучение в непосредственно-образовательной деятельности, предметную деятельность, экскурсии;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и ДОУ, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;
  • подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса патриотического воспитания детей;
  • тесное сотрудничество с родительской общественностью;
  • взаимодействие ДОУ с социумом.
  • Содержание ПрограммыСистема и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена по блокам. Блок 1. СемьяБлок 2. Детский садБлок 3. Детский садБлок 4. Родной городБлок 5. Страна, её столица, символикаБлок 6. Права и обязанности – Конституция (Приложение 1)Программа «Я и моя Родина» предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире, помогает ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру. Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д. Работа по каждой теме должна включать: непосредственно-образовательную деятельность, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. (Приложение № 2)Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.)Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»).Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Оби, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Родине.Педагогические средства, позволяющие эффективно решать поставленные задачи:– Музей патриотического воспитания дошкольников детского сада.– Семинары-практикумы для педагогов ДОУ и района на базе дошкольного учреждения.– Перспективное планирование.– Работа по проекту «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества».– Информационно-практическая, проектная деятельность работа творческой группы ДОУ– Разработка экскурсионных маршрутов «Семейный поход».- Особенностью Программы является - разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов.Взаимодействие с семьейОсобую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Наблюдения на сегодняшний день показывают, что многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа.  Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин ... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с родителями.В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями может выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к своему Отечеству.Заслуживает внимания и такой опыт работы с родителями, как посещение детей на дому, что помогает выявить, как в семье поставлена работа по патриотическому воспитанию, знают ли родители свой край, историю своего города. В дальнейшей работе - дать рекомендации, указать методическую литературу по данному вопросу, посоветовать собирать вместе с детьми иллюстрации картин о своем крае, вырезки из газет о знатных людях города и района. Детям же поручить расспросить у родителей о памятнике «Покорителям Самотлора» и потом рассказать в группе об услышанном. Так будет создана атмосфера активно-поисковой, познавательной деятельности родительского и педагогического коллективов и детей.Разработанное анкетирование родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание», позволяет показать уровень компетентности родителей о патриотизме (его актуальности, о прививании его детям, и способы ознакомления с ним). (Приложение № 3)Очень важным моментом в работе является ознакомление детей с традициями своих семей. С этой целью включены следующие мероприятия:• Беседа с воспитанниками об их родителях, родственниках.Примерные вопросы:- Что ты можешь рассказать о себе? - Назови членов твоей семьи.- Что ты знаешь о своём брате (сестре)?- Назови имена своих родственников. - Откуда приехали бабушка и дедушка в город Нижневартовск?- Какие праздники проводятся в твоей семье? Примечание: в ходе таких бесед дети не только пересказали всё, что узнали от взрослых, но и «прочувствовали» особенность того времени, когда бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой; познакомились с играми, в которые они играли, и сами поиграли в них; нарисовали одежду, в которой они ходили. Дети узнали, что история каждой семьи может оформляться в виде альбома и тем самым становиться семейной реликвией. Совместное творчество детей и взрослых: - рисование на темы «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Портрет мамы», «Безопасный дом» и т.д.- изготовление подарков для родных и близких.- составление групповых семейных альбомов.•Организация семейной гостиной и проведение презентации «Увлечения моей семьи».•Организация интеллектуальной игры «Мой дом – моя крепость», где родители показывают домашние заготовки со своими детьми: рассказывают стихи собственного сочинения, придумывают рассказы, инсценируют сказку и т.п.•Совместный праздник «Пальчики оближешь», где мамы и бабушки демонстрируют свои кулинарные способности. Дети также не остаются безучастными: используя кулинарные формочки, вырезают из теста печенье. Мероприятие заканчивается совместным чаепитием.•Совместное составление герба своей семьи, родового (генеалогического) дерева, древа трудовых династий и календаря семейных дат. Многие родители с вдохновением воспринимают такую идею, некоторые затрудняются, спрашивают, что и как. Поэтому разрабатывается и проводится консультация «Говорящие гербы». После проделанной работы организовывается выставка, куда приглашаются воспитатели со своими воспитанниками из других групп, их родители. Сами дошкольники знакомят гостей с экспозициями.День открытых дверей и День семьи.Также в группах для родителей подготавливаются консультации: «Народные традиции», «Традиции нашего города», «Лекарственные растения нашего края»; методические рекомендации по ознакомлению с природой. Вместе с родителями оформляется мини-музей в группе, где представлены куклы народа ханты, куклы в национальных костюмах других народностей.Предполагаемые результаты Программы:
  • положительное отношение к родному краю
  • улучшение взаимопонимания между детьми, воспитание уважения и укрепление внутрисемейных связей
  • уважение к символике города, региона, страны,
  • гордость за принадлежность к своей стране и ее народу
  • проведение праздников, развлечений и конкурсов по патриотической тематике
  • повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
  • повышение компетентности родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
  • Информационно- методическое обеспечение:Методическая база кабинета зам зав по ВМР: теоретическая и методическая литература:Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д.М.Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская, 2005«Дошкольнику- об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.Консультации и папки-передвижки для родителей Информация в родительских уголкахПланирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф.Андреева, 2005 год.Люби и знай родной край, Н.Н.Липнягова, Т.В. Лусихина, 2007 год.Кадровое обеспечение:1. Заведующий2. Зам. Зав по ВиМР3. Старший воспитатель 4. Педагогические кадры – 225. Музыкальный руководитель- 26. Учитель- логопед- 17. Учитель- дефектолог- 18. Инструктор по физической культуре- 19. Специалисты по запросам - работники городской библиотеки, заведующий музеем лицея № 2Материально- техническое обеспечение:В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные мультимедиа, необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, музей русского быта, уголок национальной культуры народа ханты, уголок «Я помню, я горжусь»Взаимодействие с социальными партнёрамиВ решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами. Взаимодействие определяется планом и составлением договоров сотрудничества со стороны администрации ДОУ и социальными объектами. Механизм реализации программы.Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:1.Информационно- аналитический блок. Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами Анкетирование педагогов (приложение № 4) Анкетирование родителей (приложение № 3) Анализ состояния воспитательно- образовательной работы (приложение № 6) Анализ уровня знаний дошкольников по данной теме (приложение № 7) Анализ анкет и результаты проверок выявили следующие проблемы:- нет достаточной системы в работе по воспитанию патриотических качеств- воспитатели считают себя патриотами, но не имеют достаточных знаний для проведения целенаправленной работы, слабо ориентируются в программно- методическом обеспечении2. Практический блок. Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.3.Контрольно - оценочный блокЗадачи: анализ полученных результатов (мониторинг)Анализ эффективности мероприятий Контроль за проведением мероприятий Анализ полученных результатов Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ, зам. Зав. по ВиМР, старший воспитатель, согласно плану работы Контроль за проведением плановых мероприятий Отчет о реализации программы на педсовете Корректировка содержания планов.Мониторинг усвоения содержания программы «Я и моя Родина»С целью отслеживания результативности программы и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей о родном городе (истории города, окружающей природы и природных ресурсах, труде взрослых, культурном наследии, коренном населении, традиций), нами разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов для беседы с детьми по всем разделам данной Программы и оценочных критериев. (Приложение 6)Результаты реализации Программы «Я и моя Родина»На констатирующем этапе реализации программы «Я и моя Родина» необходимо провести диагностику уровня знаний детей старшего дошкольного возраста, для чего нами разработан диагностический инструментарий - опросник для детей (Приложение 7). Данный инструментарий разработан в рамках мониторинга достижений воспитанников по разделам примерной общеобразовательной программы Т.Н. Дороновой «Радуга». В качестве контроля проводится определение уровня освоения знаний детей по программе через проведение диагностики на начало и конец учебного года, в процессе педагогических наблюдений, анализа продуктов детского творчества. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапаСписок литературы1.Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 1999. – 144 с.2.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2001. – 246 с.3.Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8. – С. 9-124.Буре Р. С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 7. – С. 61-705.Воспитание нравственных чувств у дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой – М.: Просвещение, 1988. – 145 с. 6.Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с.7.Гончарова Е. В. Экология для малышей. Региональная программа экологического воспитания дошкольников. – Тюмень, 2000. – 197 с.8.Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002. – 270 с. 9.Гармаев А. Этапы нравственного воспитания ребенка. – Минск: Лучи Софии, 2002. – 132 с.10.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» // Народное образование. – 2001. - №7. – С. 247-253 11.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003. – 184 с.12.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Актидент, 1996. – 224 с. 13.Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил. 14.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М.: Просвещение, 1980.– 89 с.15.Козлова С.А. Мой мир. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.16.Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.17.Кузина Т.О., Батурина И. Занимательная педагогика народов России. – М.: Просвещение, 1998. – 250 с.18.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.19.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М.: издательство «Мозайка-Синтез», 2004. – 136 с.20.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.21.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.22.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 78 с.23.Ривина Е. К. Государственная символика: Методическое пособие к иллюстративно - дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.24.Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Просвещение, 1986. – 89 с.25.Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М.: Школьная Пресса, 1999. – 112 с.26.Фромм А. Азбука для родителей. – Л.: Актидент, 1991. – 224 с.27.Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999. - 304 с.28.Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. - 96с. - (Синяя птица)29.Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.