«Организация проектной деятельности на занятиях по математике»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация проектной деятельности на занятиях по математике»
Автор: Пасечник Мария Михайловна

ГБПОУ Тверской колледж имени А.Н. КоняеваМетодическая разработкапо теме: «Организация проектной деятельности на занятиях по математике»Выполнена:Пасечник Мария МихайловнаДолжность: преподаватель математики2020 – 2021 учебный годСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………......4ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ……………………………………………………………….10ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….20ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….21ВВЕДЕНИЕВо все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе.А для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Актуальность проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, будет жить творческой жизнью.ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.Под проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность по математике – это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного личностно значимого для них материального результата и предполагающая самостоятельное решение учащимися математических задач. Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
  • Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюдать следующие условия:
  • Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  • Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
  • Этапы разработки проекта и его проведения1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. 2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез. 3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов. 4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. 5. Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. 6. Выявление новых проблем.Структура учебного проектаИспользование времени на реализацию проекта:
  • запуск работы (формирование групп, распределение заданий и обязанностей между группами) – 1 занятие;
  • освоение проекта, первые эксперименты, первые гипотезы – 1-3 занятий;
  • проверка гипотез, их уточнение, новые эксперименты – 1-2 занятия;
  • доказательство окончательной гипотезы – 1-2 занятия;
  • оформление результатов (не во время занятий);
  • защита проекта (1-2 занятия).
  • Групповая работа Работу над проектом ведет группа учеников. Каждая рабочая группа формируется самими учениками. Из членов группы выбирается руководитель группы или ответственный. Оптимальный количественный состав группы – 2-4 человека. Равно активная работа всех членов группы в течение всего времени работы над проектом очень редка, обычно участники группы сами определяют объем выполняемой ими работы. Тем не менее, каждый участник должен понимать полученные группой результаты и уметь их объяснить учителю (слушателям). Предварительная подготовка учащихся к групповой работе Подготовка к групповой работе идет постоянно в процессе обучения. Учащиеся учатся работать как в малых группах (два человека), так и группах – командах (3 и более человек). Основная цель – познакомить и научить учащихся работать в группах, осмысленно сформировывать рабочие группы для основной работы. Распределение проектов На первом занятии группа исполнителей должна выбрать и «присвоить» проект, начать вдумываться в проект, распределить роли внутри группы. Работа с проектом имеет следующие этапы работы: Завершение работы над проектом Подготовка отчета и выступления - в принципе приятная работа. Однако эта работа непривычная для школьников и все же менее приятная, чем решение задач. Помощь в написании отчета со стороны учителя должна быть минимальной. Форма отчета выбирается в начале работы, поэтому при его подготовке обычно учащиеся дают простор фантазии. Критерии оценки проекта Общая оценка критериев – 100 баллов. По результатам суммирования выставляются оценки по пятибалльной системе: 85-100 баллов – «отлично», 70-85 баллов – «хорошо», 50-70 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно». Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, обучающимся очень нравятся. В процессе реализации проектов ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. А это и есть подлинное сотрудничество. ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИВ соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности можно выделить несколько видов проектов: - исполнительский;- конструктивный;- творческий. Об исполнительском проекте можно говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации учителя о порядке действий. Выполнение таких проектов предусматривается на начальном этапе использования учебных проектов, когда у учащихся ещё недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Конструктивный уровень уже возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта. На творческом уровне учащиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его. Учебные проекты могут выполняться индивидуально или в группах. Работая в группах, учащиеся осваивают элементы организационной деятельности: лидера, сотрудника, исполнителя. Так как в группах отдельные разделы выполняются индивидуально, то каждый участник группы осознает ответственность за выполнение своего задания. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая им задания, соответствующие уровню их возможностей, и обязательно постепенно усложнять содержание работы. Проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах. Необходимо только учесть содержание, назначение и трудоемкость распределяемой деятельности. На начальном уровне применимы монопроекты, то есть проекты в рамках одного предмета. Такие проекты в частности предусматривают применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Учащиеся активно принимают участие и в межпредметных проектах. Данные проекты реализуются как во время уроков, так и во внеурочное время. Они обычно различны по объему, продолжительности, но обязательно предполагают решение достаточно сложной проблемы. Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Выбор метода, который будет использован в учебном проекте, проектно-исследовательской деятельности, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:  
  • уроком освоения нового материала при изучении новой темы;
  • уроком закрепления  полученных знаний и умений;
  • уроком  отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов.
  • В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Исследование предполагает наличие основных этапов:
  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвящённой данной проблеме;
  • подбор методик исследования;
  • сбор материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы.
  • Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Немаловажное значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.Реализация проектов (из практики)Самостоятельная деятельность учащегося при решении прикладных задач имеет развивающий характер. Приобретая необходимые умения и навыки, учащиеся реализуют свои творческие, поисковые способности, развивают воображение и логическое мышление. С целью активизации всех вышеперечисленных процессов, мною разрабатывается комплекс творческих учебных проектов для учащихся 5-9 классов по математике. Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки, осваивать информационно–коммуникационные технологии. 1. Проект «Пифагор. Его жизнь и учение»Многие при имени Пифагора вспоминают его теорему, но мало кто знает, что Пифагор - это не только великий математик, но и великий мыслитель своего времени. Конечно, одна из самых главных заслуг Пифагора – это доказательство теоремы, которая носит его имя. Были предложены темы для исследования:
  • Рождение Пифагора. Его первые учителя.
  • Странствия Пифагора.
  • Пифагорейский союз (Школа Пифагора).
  • Учение Пифагора.
  • Что такое пентаграмма?
  • Последние годы жизни и смерть Пифагора.
  • Теорема Пифагора. Различные формулировки и различные способы ее доказательства.
  • Для учащихся стало настоящим открытием – как много интересного связано с именем Пифагора. 2. Мини-проект «Признаки делимости»Еще в 6 классе учащиеся изучают основные признаки делимости. В ходе проекта было проведено исследование, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление.
  • Проект «Геометрические тела вокруг нас»
  • Чтобы дать возможность детям прикоснуться к геометрии осуществлен этот проект для учеников 5-6 классов, целью которого было обеспечить условия для развития творческого мышления, развития познавательной деятельности, формирование умений по применению знаний и способов действий в измененных и новых учебных ситуациях, развитие активности учащихся и пространственного мышления. Планируемый результат: ученики разрабатывают план городка, создают его проект и представляют его классу, изготавливают макет города из моделей и разверток геометрических тел и защищают его. При работе над этим проектом дети узнали много нового о геометрических телах; стали чаще обращать внимание на окружающие предметы и их вид; обнаруживая, что различные геометрические тела
  • Краткосрочный проект «Пропорции и их применение при решении старинных задач»
  • При реализации этого проекта учащиеся, во-первых, научились решать пропорции, сознательно используя основное свойство пропорций, во-вторых, научились выделять в условиях задач две величины, устанавливать вид зависимости между ними, в-третьих, научились по условию задачи составлять пропорцию. Решение старинных задач настолько увлекло учащихся, что они пришли к самостоятельному открытию – решению более сложных задач на пропорциональные величины. Работа со старинными задачами воспитывает у учащихся любовь и патриотизм к своей Родине. Экскурсы в историческое прошлое оживляют работу учащихся, дают разрядку умственному напряжению, повышают устойчивый интерес к математике, к изучаемому материалу, способствуют интеллектуальному развитию учащихся.
  • Среднесрочные проекты
  • Применяются такие проекты для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов и занимают несколько уроков и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.Примеры среднесрочных проектов:
  • «Односторонние пределы»
  • «Непрерывность функции»
  • «Построение графиков функций элементарными методами»
  • Макропроектыолгосрочные)
  • Организация и проведение этих проектов требует обоснованного и разумного подхода. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являться праздником знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):
  • «Измерение геометрических величин»
  • В своей работе учащиеся рассмотрели методы измерения величин: измерение углов, расстояний, площадей поверхностей, объемов фигур в пространстве. Учащиеся познакомились с инструментами измерения величин, с интересными способами и методами. Большая работа проведена учащимися при изучении исторической литературы, справочников. Учащимися выполнены доклады на темы: «Как возникли представления людей о шарообразности Земли? Что означает шарообразность?», «Как впервые измерили Землю? В чем состоял способ Эратосфена?», «Что такое метр и как он был определен?» и т.д. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу изучаемого предмета. От учителя требуется не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Учитель – руководитель проекта, инициатор интересных начинаний и открытий. Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, были решены сразу нескольких целей:
  • учащимися с интересом был повторен изученный материал;
  • во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями и фактами;
  • обучающиеся учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете;
  • учились грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, рефераты, творческие работы и т.п.;
  • воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с собственными проектами), что немаловажно;
  • развили интерес к проектной деятельности;
  • учились работать в коллективе;
  • научились самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Эти проекты сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках математики. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников. Детей воодушевляли рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты. Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами. Учащиеся-старшеклассники, работая над проектами, убедились сами, в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись. Во время подготовки проектов к защите старшеклассники научились использовать не только дополнительную литературу и возможности Интернета, но и такие современные компьютерные программы, как
  • программа Microsoft Power Point
  • программа Microsoft Word
  • коллекции картинок Microsoft Word
  • программа Microsoft Excel
  • программа Microsoft Paint
  • www.jandex.ru.
  • Анализируя этапы подготовки и реализации проектов, проведение уроков, их итоги, можно сделать следующие выводы:
  • Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
  • В процессе подготовки и проведения подобных уроков уучителя появляется возможность формирования у учащихся:
  • - новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга; - новых личностных качеств.
  • Метод проектов может использоваться в учебном процесседля решения различных небольших проблемных задач, и тогдаможно организовывать мини-проекты (краткосрочные) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕТехнология проектного обучения является одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.Преимуществом учебного проекта является формирование чувства ответственности, приобретается индивидуальный опыт деятельности учащегося на всех этапах. Работая в группах, учащиеся приобретают навыки сотрудничества. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.В процессе реализации проектов ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. А это и есть подлинное сотрудничество. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Селевко Г.К.,: "Энциклопедия образовательных технологий" Москва, НИИ школьных технологий, 2006.
  • Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для  учителя и студентов педагогических  ВУЗов.-М:АРКТИ, 2003 -110 с.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2006.
  • Полат Е.С.,  Бухаркина М.Ю, Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М, 2004г.
  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999.
  • Перельман Я.И. Занимательная геометрия. - М.: АО “Столетие”, 1994.
  • Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. - М.: Педагогика – Пресс, 1995.
  • Час занимательной математики./ Под ред. Л.Я.Фальке.- М., 2003.
  • З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная работа по математике. Саратов: Издательство «Лицей», 2003.
  • ПРИЛОЖЕНИЕПроект по математике"Пропорции и их применение при решении старинных задач"Основной вопрос: Научиться применять основное свойство пропорции при решении старинных задач.Вопрос учебной темы: Знакомство с методикой решения задач «на пропорции».Учебные предметы: математика, история Участники: учащиеся 6 класса.Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.Дидактические цели проекта:
  • формирование интереса к обучению;
  • развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
  • приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации;
  • развитие познавательного интереса к предмету математики.
  • Методические задачи:Закрепить знания, полученные при изучении темы "Пропорция, Основное свойство пропорции":
  • определение пропорции,
  • основное свойство пропорции,
  • выделение в условиях задач двух величин и установление вида зависимости между ними,
  • по условию задачи составлять пропорцию.
  • Ход проекта:
  • В самом начале проекта учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает задание: карточки с задачами. Учитель проводит инструктаж по решению задач, приводит конкретные примеры решения задач стандартного типа.
  • В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они должны повторить и применить в процессе выполнения задания. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся и не встречающиеся в учебнике, но имеющие отношение к проблеме.
  • Учащиеся работают с дополнительной литературой.
  • Проблемные вопросы:
  • Выделить необходимые понятия для использования их при решении задач;
  • Составить исторические справки: о математиках, изучающих пропорции, о старинных величинах;
  • Решить задачи «на пропорции»;
  • Оформить решение задач.
  • Результаты представления исследований:Оформление решение задач (слайды, газета, буклет).Этапы и сроки проведения проекта:
  • Формулирование тем исследований учеников – 1 урок, 20 минут.
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 10 минут.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 10 минут.
  • Обсуждение с учащимися возможных источников информации – 2 урок, 15 минут.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3 урока
  • Защита полученных результатов и выводов – 2 урока.
  • Проект по математике«Геометрические тела вокруг нас»(5-6 классы)Цели и задачи проекта:
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
  • развитие общих геометрических представлений учащихся;
  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • умение работать в группах;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • оформление результаты работы в виде наглядных пособий (учебных моделей).
  • Этапы проведения проекта: Время проведения проекта - 4 часа.1 урок – создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между учащимися в группах; поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, поиск задач практического содержания из учебников и задачников.2, 3 уроки (+ работа дома) – оформление результатов работы в виде наглядных пособий; подготовка к защите проекта, консультации учителя.4 урок – защита творческих работ учащихся, подведение итогов проекта, рефлексия. Основная задача: Познакомиться с историей возникновения и развития геометрии, с многообразием геометрических объектов в окружающем мире.Проблемные вопросы:
  • Какие геометрические тела вам известны?
  • Какие геометрические формы имеют окружающие нас предметы?
  • Как сделать развертку многогранника?
  • Как склеить модель многогранника?
  • Самостоятельная работа учащихся:
  • Знакомство с литературой по истории возникновения и развития геометрии.
  • Создание проекта городка.
  • Работа по изготовлению моделей геометрических тел для городка.
  • Защита проекта.
  • Проект предполагает творческую защиту работ учащимися, поэтому в качестве раздаточного материала каждой рабочей группе выдается карта с критериями оценивания проекта, с вопросами рефлексии.Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:Компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, сканер, экран, проектор.Итоги проекта:
  • будут созданы модели городков, сконструированных из геометрических тел;
  • подготовлены мини-доклады по истории развития геометрии;
  • проведена выставка моделей городков;
  • создан фотоальбом.
  • Оценивание деятельности учащихся:
  • Первая оценка выставляется членами группы каждому учащемуся за его работу в группе.
  • Вторая оценка выставляется учащимися всего класса за работу группы в целом.
  • Третья оценка выставляется учителем по результатам изучения соответствующей литературы.
  • Четвёртая оценка выставляется учителем математики за выполнение итогового творческого задания.