"Организация культурно-образовательного пространства для самореализации личности в условиях инновационного учебного учреждения"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация культурно-образовательного пространства для самореализации личности в условиях инновационного учебного учреждения"
Автор: Оксана Анатольевна Кольцова
Понятие культурно-образовательного пространстваСовременные условия развития общества задают новые ориентиры динамике основных его феноменов – культуре, образованию, человеку. На всем протяжении своего развития культура всегда была тесно связана с другими социальными институтами, в том числе с институтом образования. Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как форма организации системы образования сохраняет эту важную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурно-образовательной среды. В настоящее время понятие «культурно-образовательное пространство» является предметом исследования многих педагогов и психологов (Гладченковой Н.Н., Ничипуренко И. М, и др.). В нем они условно выделяют учебно-развивающую среду школы, внеклассную досугово-развивающую среду.Учебно-развивающая среда школы (учебная деятельность в школе, выполнение домашних заданий, самоподготовка и т.д.) является основным источником познавательной, культурной информации.Внеклассная досугово-развивающая среда очень привлекательна особенно для школьников младшего и среднего возраста. Дети активно включаются в жизнь класса, школы; проявляют интерес к творческим объединениям, кружкам, секциям; любят объединяться, сообща участвовать в творческой деятельности.Поскольку я являюсь педагогом дополнительного образования, а именно преподавателем современного и спортивного бального танца, то я и хотела бы подробно остановиться на этом направлении культурного развития и воспитания учащихся.Создание культурно-образовательной среды для самореализации личности в детском хореографическом коллективеХарактерной чертой современного общества является массовая бездуховность. Особенно это касается окружающей нас культурной среды, которая далеко не однородна. Наряду с высоким искусством зрителя окружает различный «ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телевидения. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлинную красоту высокого искусства. Развивать эту способность, воспитывать вкус необходимо с раннего детства. Именно в это время складывается личность ребёнка, формируется его характер, привычки, потребности. И именно то, что заложено в раннем детстве, оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие человека. Среди непреходящих ценностей духовной и культурной жизни особое место принадлежит хореографии. В искусстве танца таятся скрытые силы, способные сделать человека красивее, совершеннее. А потому, приобщив младших школьников к занятиям хореографией, можно воспитать творчески и духовно развитого человека, высоконравственную и культурную личность.Танец как проявление душиСовременный бальный танец – один из прекраснейших и гармоничных видов искусства и спорта. Именно в танце человек наиболее ярко проявляет свою личность и имеет огромный потенциал для её развития. Ребенок, да и взрослый человек, через танец ощущает окружающий мир по-новому, его характер меняется в лучшую сторону, крепнет, восприятие становится шире, ярче. Танец помогает раскрыться более полно и в обычной жизни. Даже если ребенок не свяжет свое будущее с танцами, он все равно будет более успешным в любом направлении.Классификация танца как вида искусства играет значительную роль в духовном развитии человека, способствует формированию эстетического вкуса. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимое ощущение от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластика, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Всё это само по себе служит источником эстетического удовлетворения. Современный бальный танец оказывает влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики. Общение партнеров в детском бальном танце можно рассматривать как особый способ культуры взаимоотношений между ними. Выдержка, безупречная вежливость, чувство такта, скромность, внимание к своему партнеру и к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и остановятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Таким образом, занятия танцем помогают воспитывать характер ребенка. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того чтобы красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства – более зрелыми.Танцевально-спортивный клуб «Стиль»Любому человеку нужна отдушина, место, занятие, через которое он высвобождает свои эмоции, снимает напряжение современной жизни. Для многих ребят и их родителей такой отдушиной, таким миром стал танцевально – спортивный клуб «Стиль», руководителем которого я и являюсь. Мечта о создании детского хореографического объединения овладела мной еще в раннем детстве. В том самом возрасте, когда восприятие жизни происходит на уровне чувств, а мир существует в виде ярких красок и добрых образов. И вот, окончив школу и университет, получив педагогическое образование и посвятив любимому хореографическому искусству более 15 лет, я таки стала осуществлять свою детскую мечту! Так на базе муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 1 14 лет назад появился танцевально-спортивный клуб «Стиль».В первый год была создана одна небольшая группа из 10 человек возраста 7-8 лет. Сейчас в клубе занимается чуть больше 50 воспитанников возраста 6-19 лет. Как Вы понимаете, есть и выпускники школы, которые, учась в высших учебных заведениях, продолжают танцевать в клубе.В ТСК «Стиль» приходят самые разные дети, имеющие средние музыкальные и хореографические способности, различного возраста и из разных семей, различного условия воспитанности и развития. Но все они испытывают желание заниматься хореографическим искусством. И я как педагог каждому рада и для каждого пытаюсь создать наиболее комфортные условия познания собственных возможностей, собственной природы и становление индивидуальности в процессе обучения спортивным бальным танцам.Коллектив является членом Федерации танцевального спорта России и работает по двум основным направлениям:Подготовка танцевальных пар для участия в турнирах разного уровня по спортивным бальным танцам, проводимых Федерацией танцевального спорта РоссииТанцевальные пары клуба «Стиль» являются постоянными финалистами и призёрами турниров по спортивным бальным танцам, проходящим как в области, так и в зоне Центрального федерального округа (Брянск, Орёл, Курск, Воронеж, Рязань...). Среди воспитанников клуба есть чемпионы Смоленской области в возрастных группах 7-9 лет и 15-16 лет. Подготовка ансамбля современного бального танца для участия в конкурсах и фестивалях хореографического искусства областного и Всероссийского уровня (с 2010 года)Выступления ансамбля, а иначе говоря Формейшн - это яркие тематические танцевальные номера, хорошо востребуемые на фестивалях, конкурсах хореографического искусства, городских праздниках и других мероприятиях культурной программы, представляющие собой синхронное выступление танцоров под специально скомпанованную музыку в латиноамериканских ритмах или ритмах европейской программы танцев. Этот вид современного бального танца широко распространен и культивируется в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Чехии, Сербии, Словакии, Нидерландах, Польше, на Украине. В России же этот вид танцевания вообще слабо развит, не говоря уж о детских ансамблях, которых вообще единицы.Новый вид деятельности зарядил энергией абсолютно всех в коллективе: и детей, которые готовы были репетировать день и ночь напролёт, и их родителей, которые взяли в свои руки пошив замечательных костюмов. Все были в едином творческом процессе, где каждый ребенок ощущал ответственность общего дела. Мы сумели приготовить композиции, которые несут в себе определенную идею, в них заложена театральность. Это, к примеру, не чистая румба, какую исполняет отдельная пара на турнирах, а танец, в котором происходит некое развитие событий, распределение танцоров по ролям. У каждого из них свой образ, свой характер. Конечно, то, что мы стали делать, гораздо сложнее обычных танцев, ведь надо уметь очень много: и спортивные бальные танцы знать, и освоить классическую хореографию, а также изучить элементы гимнастики и акробатические трюки для создания интересных, зрелищных проектов, да и актером быть. Но все это сделало подготовку номеров намного интереснее для меня как хореографа, так и для танцоров. Да и зрителей такой номер, несомненно, эмоционально вовлекает больше.Танцевальный ансамбль «Стиль» является постоянным участником всех торжественных мероприятий школы. Кроме того, ансамбль стал непременным участником торжественных мероприятий, проходящих на городских площадках: День освобождения Смоленщины - 25 сентября, День Победы, Праздник детства – 19 мая, и др. Танцевальные пары всегда красиво выглядят, органично смотрятся на любой сцене, чем доставляют огромное удовольствие зрителям, и всегда являются украшением любого праздника.Ансамбль современного бального танца «Стиль» имеет дипломы Смоленской региональной федерации танцевального спорта за активное участие в работе ДОО СРФТС и популяризацию танцевального спорта на Смоленщине.Решением депутатов городского Совета города Смоленска за плодотворную творческую деятельность ансамбль современного и спортивного бального танца «Стиль» рук. Кольцова О.А. награжден памятным знаком и свидетельством о занесении в книгу почета школьников города-героя Смоленска .ЗаключениеВ последние годы реалии нашей жизни таковы, что родители часто столько времени тратят на поддержание материального уровня семьи, что не могут контролировать качество досуга своих детей, мало времени проводят вместе с ними, зачастую не имеют общих интересов. И как следствие – снижение общего культурного уровня, отчуждение, детская агрессия, чувство одиночества в семье.Большое и значимое дело, которое бы пробудило в душах ребят самые светлые и добрые чувства, объединило бы детей и родителей в творческий сплоченный коллектив, где «один за всех и все за одного», сегодня просто необходимо.Для многих ребят и их родителей таким делом, таким миром стал танцевально – спортивный клуб «Стиль».Всё чем я занимаюсь с детьми, приобщая их к танцевальному искусству, способствует развитию творческих способностей, интересов и склонностей. Одновременно с этим в процессе воспитания на занятиях бальной хореографией «запускаются» механизмы саморазвития (самопознание, самоопределение и т.д.) маленького человека как личности (через отношения в обществе, к другим людям, к самому себе и к любимому делу). Все это является неотъемлемым условием организации культурно-образовательной среды учебного учреждения в целом.