"Ритмика и танец"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ритмика и танец"
Автор: Оксана Анатольевна Кольцова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКАРабочая учебная программа внеурочной деятельности, реализующая ФГОС НОО«Ритмика и танец»для учащихся 1-2 классов (7-8 лет)Срок реализации программы – 2 годаПедагог дополнительного образования Кольцова Оксана Анатольевнавысшей квалификационной категории2021-2022 учебный годСтруктура рабочей учебной программы внеурочной деятельности «Ритмика и танец»
  • Пояснительная записка
  • Cодержание учебного материала курса
  • Планируемы результаты освоения программы курса «Ритмика и танец»
  • Календарно-тематическое планирование. Информационно-методическое обеспечение. Техническое оснащение
  • Нормативно-правовая база рабочей программы внеурочной деятельности «Ритмика и танец»
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО РФ № 1897 от 10.12.2010г.
  • Комплексная образовательная программа «Современный бальный танец» 2011г.
  • Модифицированная рабочая программа внеурочной деятельности «Ритмика и танец» 2017-2018 г.г.
  • Устав МБОУ «СШ №33»
  • ООП МБОУ «СШ №33»
  • Учебный план МБОУ «СШ №33»
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Хореография – искусство, любимое детьми, и работать с ними значит ежедневно отдавать ребёнку жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного, раскрыть потенциальные возможности подрастающего человека, формировать его физические и духовные качества. Эффективной представляется «собственная» хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющий происходящий процесс.Направленность образовательной программыПрограмма «Ритмика и танец» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности. При составлении программы изучен опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.Актуальность, педагогическая целесообразностьАктуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обрФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Актуальность создания данной образовательной программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп, а особенно среди детей младшего школьного возраста, большинство из которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Данная программа предоставляет широкие возможности обучения основам хореографического искусства. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирована на приобщение каждого ребенка к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Данная образовательная программа является модулем комплексной образовательной программы «Современный бальный танец».Модифицированная образовательная программа по хореографии составлена на основе обобщения опыта ведущих специалистов различных направлений хореографии, примерных учебных программ по хореографии детских школ искусств, а также взята за основу Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области («От ритмики к танцу» Москва 2008г.).Художественно – эстетическая по основному содержанию деятельности, постановке целей и задач.Цель и задачиЦель программы: способствовать художественно-эстетическому развитию подрастающего поколения в процессе освоения различных танцевальных направлений (классический танец, эстрадный танец, бальный танец). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.Учебно-музыкальные задачи:
  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку;
  • опираться в обучении на основные принципы педагогики;
  • знакомить с основами эстрадного, классического, бального танцев;
  •  знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;
  •  научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;
  •  учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
  •  привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
  • Развивающие задачи:
  • развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  •  развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
  •  пробуждать фантазию, способность к импровизации;
  •  развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
  • Воспитательные задачи:
  • воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
  • сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
  •  принимать участие в концертной жизни школы.
  • Форма и режим занятийПрограмма «Ритмика и танец» рассчитана на 2 года занятий с детьми возраста 9 - 10 лет. Объем часов в год составляет с группами 1-ого года обучения - 32часа, 2-ого года обучения - 34 часа.Особенности приёма детейНа обучение по программе «Ритмика и танец» принимаются все желающие без специальной подготовки. Необходимо подтверждение от врача, что ребёнок физически здоров.
  • Содержание учебного материала курса
  • Учебно-тематический план по программе «Ритмика и танец» Введение в курс программы – 1 ч.Теория – 1ч.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
  • Раздел «Ритмика» - 10ч.
  • Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением. Также в раздел включены элементы аэробики, как тренажа, которые помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносят в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически. Практика – 10ч.
  • Приобретение координации и ритма.
  • Развитие двигательно-слуховых навыков.
  • Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов.
  • Упражнения на развитие эластичности мышц.
  • Музыкальные игры.
  • 2. Раздел «Танцевальная азбука» –16 ч.Раздел «Танцевальная азбука» содержит изучение элементов классического, эстрадного и бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Теория –3ч.
  • Из истории бальных танцев
  • Практика – 14ч.
  • Элементы классического танца: battement, releve, sauté, port de bras
  • Элементы и фигуры бальных танцев: правый малый и большой квадрат медленного вальса, основной ход, тайм-степ ча-ча-ча, виск на месте и виск в сторону самбы, четвертной поворот квикстепа
  • Элементы эстрадного и детского танца
  • Элементы диско-танцев I, II, III, IV
  • 3. Раздел «Танцевальный репертуар» 5 (8)ч.Раздел «Танцевальный репертуар» включает эстрадные, бальные и диско танцы в простейшем варианте для начинающих. Включение в программу танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и дает возможность обучающимся принимать участие в концертных выступлениях. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на оптимальном уровне полученные хореографические знания, умения, навыки, раскрыть себя на сцене как творческую личность.Практика – 5 (8)ч.
  • Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.
  • Развитие исполнительского мастерства и артистизма.
  • Открытые занятия и выступления на концертах.
  • Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.Подготовительная часть занятия. Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.  Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.Основная часть занятия.  Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление (экзерсисы); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала. Заключительная часть занятия.   Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися программы
  • Оценка эффективности занятийЭффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
  • Календарно-тематическое планирование
  • ( I год обучения)Информационно-методическое обеспечение программыПриемы, принципы и методы организации образовательного процесса. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.Принципы дидактики:• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца; • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; • принцип доступности и посильности; • принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной работой.Приемы: • комментирование • инструктирование• корректированиеЛитература для педагога:
  • Бабенкова ЕА., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
  • Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. – Москва: Просвещение, 1984
  • Ваганова А.Я. Основы классического танца.С-Пб., 2000.
  • Васильева Т.К. Секрет танца.С-Пб.: Диамант, 1997.
  • Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. – М., 1985.
  • Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
  • Фирилева Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие. – СПб., 2001.
  • Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. – М., 2006.
  • Используемая литература:
  • Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М., 2002.
  • Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». – М.: ВАКО, 2007.
  • Добовчук С.В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2008.
  • Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
  • Петрусинский В.В. Обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 1998.
  • Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» – М.: Просвещение, 1989.
  • Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.
  • Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008.
  • Мультимедиа поддержка курса «Ритмика и танец»:
  • Техническое оснащениеДля реализации программы необходимо оснащение, представленное в таблице