Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Автор: Слепухина Татьяна Владимировна
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное времяВ.А. Сухомлинский писал: «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью».Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку от нас, учителей, тоже зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.«Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…», – как считал Л.Н.Толстой.Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении. Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми.Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. Можно обратиться к работам выдающихся педагогов и психологов, познакомиться с результатами психолого-педагогических исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З.Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие. Я стала исследователем и экспериментатором, так как стараюсь преобразовать учебную и внеклассную деятельность обучающихся. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.Проблемные уроки, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.В.А.Сухомлинский писал: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии». «Своим словом» в 5-6 классах становится сочинение сказок, рассказов по пословице, в 7-м – былин, стихотворений в прозе. Особенно хорошо эта работа идет в 5-м классе, потому что сказки – любимое чтение детей этого возраста; их жизнеутверждающий характер, оптимизм вызывает у детей ответные чувства, желание сочинить сказку самому, а это – средство развития не только речи учащихся, но и литературно - творческих способностей.Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы.Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа, составить монолог от лица героя и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:- представьте, что…;- сочините;- изобретите;- предложите гипотезу;- порассуждайте. Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, я наработала систему заданий по развитию творческих способностей детей. Давно пришла к выводу, что литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур.В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо сами. Удачные работы обсуждаются, стараемся понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Самые удачные работы вывешиваются на стенд «Проба пера». На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления – синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки. Синквейны – превосходный способ контроля.При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.На уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. Главное здесь - не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его. Наибольший эффект в развитии творческих способностей школьника может оказать:ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;экскурсии, наблюдения;творческие мастерские;тренинги, проводимые классным руководителем класса (=психологом).Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если САМ он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.