«Формирование глобальных компетенций обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения и окружающего мира».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование глобальных компетенций обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения и окружающего мира».
Автор: Дорошенко Марина Николаевна

«Формирование глобальных компетенций обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения и окружающего мира». Функциональная грамотность- это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений).Один из компонентов, глобальные компетенции способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Сказать проще, это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Глобальные компетенции- это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов. Они не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы. Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе более актуальны на уроках окружающего мира и литературного чтения. Окружающий мир. Приёмы, упражнения, задания.
  • Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. (Творческая самостоятельная работа)
  • Найди в интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. (Домашнее задание совместно с родителями)
  • «Виноват ли человек в загрязнении природы». (Диспут. Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.)
  • Составь рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
  • Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ. Проанализируй своё поведение в природе. Были ли поступки , за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.
  • Также на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь тоже можно провести работу по формированию глобальных компетенций.
  • Проект «Мы помним», приуроченный к 9 Мая. (Ребята готовят материал о своём родственнике-участнике Великой Отечественной войны)
  • Письмо неизвестному солдату .
  • Творческая работа «Города России» (в ходе выполнения которой ребята не просто рассказывают о городах, но и выражают своё мнение о важности взаимодействия городов между собой)
  • Исследовательская работа «Родословная».
  • Литературное чтение.Приёмов, которые работают на формирование глобальных компетенций немало.
  • Открытое обсуждение ситуации.
  • Составление кластеров.
  • Написание памяток, инструкций.
  • Написание сказок, фантастических историй.
  • Создание иллюстраций, буклетов, синквейнов, схем.
  • Разыгрывание ситуаций.
  • На уроках литературного чтения на примерах творчества М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и то, как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими. На примере рассказов С. Алексеева рассматриваем необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего. (Творческое задание. Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии? Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках?)Благодаря произведениям Л. Толстого, которые вызывают глубокие переживания ребёнка, можно воспитать в нем сопереживание, любовь интерес и уважение к людям. Сюжеты некоторых рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над текстами усиливается их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей.