Воспитание обучающихся при изучении литературы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание обучающихся при изучении литературы
Автор: Наталья Павловна Миргородец

Воспитание обучающихся при изучении литературыМиргородец Н.П., преподавательКраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский торгово-экономический техникум», г. Ачинск.«Душа обязана трудиться и день и ночь», - это строчка из стихотворения Н.Заболоцкого, как нельзя лучше, определяет задачи нравственного, эстетического воспитания, развития эмоционального мира студента.На мой взгляд, литература призвана решать эти задачи через приобщение к чтению художественного произведения, поэтому идет постоянный поиск увлекательных и разнообразных форм чтения, позволяющих пробудить у студента способность «слышать» и «видеть» живописность, красоту, музыкальность русского слова.Чтобы добиться результатов, на своих уроках использую различные приемы творческого чтения:* Очень часто на уроках устраиваем чтение по ролям, чтение с театрализацией. Студенты разыгрывают полюбившиеся сцены из произведений.* Уже на протяжении нескольких лет я провожу уроки с использованием символов. Например, при изучении повести А.П.Чехова «Ионыч» мы говорим о нравственной смерти молодого человека, хорошего врача. Изменение цвета сердца-символа от красного, символизирующего полноту чувств, полноту жизни, к черному показывает, как происходит деградация человека.* Еще один вид творческого чтения - чтение с рисунком. Ребята выполняют рисунки к стихотворениям, полюбившимся сценам больших произведений. Это, на первый взгляд, развлекательное занятие сопряжено со сложной аналитической работой, которая доступна каждому и выполняется с интересом, без особого напряжения:1. Студент выбирает самые яркие образы, т.е. проводит анализ.2. Выбранный цвет показывает глубину постижения темы, понимания художественного образа.3. Развивается речь. Давая словесное обоснование, студенты учатся выражать мысли образно, открывают мир своей души, эмоциональные переживания.4. Решается задача развития творческих способностей (рисунок и пояснение к нему - элементы словесного и изобразительного творчества).Порой удивляет высокий эстетический уровень рисунков. К примеру, одну из первокурсниц в стихотворении С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» привлек образ «страны березового ситца». На ее рисунке - милые сердцу березки. Пояснение - лирическое, красивое: «Когда читаешь это стихотворение, то кажется, что ты сам попал в «страну березового ситца». Хочется раскинуть руки и полной грудью вдохнуть этот воздух, воздух своей Родины».Рисунков бывает так много, что всегда есть возможность выбора для тематической выставки творческих работ, которая ежегодно проводится в техникуме. Это и «Пред ликом священной природы», и «Поклонимся великим тем годам», и «Там на неведомых дорожках».* Более вдумчивое прочтение текста, развитие образного мышления достигается заданиями подумать над значением слов.* Привлечь к размышлению над текстом помогают заранее выданные вопросы. Подходя к чтению, как к творческому процессу решается главная задача - помочь студентам в постижении жизни, в пополнении интеллектуального багажа.Один из принципов моей работы: «родиться - это мало». Надо стать. А вот кем стать и каким стать, мы и решаем вместе.Мы пытаемся решить вопросы, над которыми размышлял герой Л.Толстого Пьер Безухов в романе «Война и мир»:«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем?Правильных ответов нигде не найдешь, потому что их можно найти только в себе, только после огромной работы души и ума.Другой не менее важный принцип моей работы: «главный герой урока - студент». Необходимо научить его поверить в собственное «я», научить высказывать и отстаивать свою точку зрения. Отсюда и сочинения о друзьях, о близких, оригинальные домашние задания. Все больше отдаю предпочтение сочинениям - размышлениям, сочинениям миниатюрам:«Каждая семья счастлива и несчастлива по-своему», «Что такое счастье?» или «Счастье в моем понимании», «Моя жизненная позиция», «Еще раз про любовь», «В Россию надо верить», «Что важнее: кем быть или каким быть?», «Человек сам себя воспитывать должен», «Человек за все платит сам, и за все платит сполна».И пусть эти сочинения не всегда совершенны, но они полны слов, идущих от сердца.Например:«Я хочу быть таким человеком, чтобы мама во мне не разочаровалась. Хочу быть доброй, щедрой, сильной духом и духовно богатой».Анастасия А.«Конечно, хорошо когда есть деньги, но почему-то они портят людей, делая их жадными, раздражительными, завистливыми, а главное одинокими. Они теряют друзей, а без друзей жизнь скучна, однообразна, неинтересна».Перед учителем-словесником всегда встает много вопросов: Как открыть студентам мир литературы полно и широко? Как сделать урок литературы уроком откровения, душевного разговора, уроком постижения священной тайны - души человеческой. И мне кажется, что в какой-то мере я нашла ответ. Урок должен быть необычным, поэтому традиционными у нас стали литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции, уроки - экскурсии, уроки с использованием видеозаписей, обогащающие художественное восприятие, конкурсы выразительного чтения, уроки - конкурсы.Уроки - конкурсы проводятся в конце каждого семестра. Они позволяют обобщить весь пройденный материал и использовать разные методы контроля: тесты, кроссворды, доклады, чтение с театрализацией, презентация рисунков.На таких занятиях используется бригадный (групповой) метод.Каждая группа получает предварительное задание. Студенты красиво оформляют кроссворды о жизни и творчестве одного или нескольких писателей, придумывают вопросы командам-соперницам, готовят интересные отрывки из произведений.Еще один необычный урок провели в этом году - урок-игра «Умники и умницы», заключительное занятие по творчеству А.П.Чехова. Такая форма урока открывает большие возможности и перед преподавателем и перед студентами. Подготовка к этому занятию проходила в творческой атмосфере. Ребята с увлечением оформляли аудиторию: рисовали дорожки, делали ордена умникам, готовили иллюстрации и т.д.Агонистам, то есть участникам, выходящим на дорожки, предлагалось домашнее задание: Первой тройке:«Как вы понимаете слова Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли?» Второй тройке:«Чехов писал своему брату Николаю: «Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: « По вашему мнению, каким?»Третьей тройке«Как вы понимаете слова Чехова «активное сострадание»?» И вот здесь ребята подключили все свои способности. В их ответах звучало личностное отношение к словам великого писателя. Елена Ш.«...Человек красивый душой, своими мыслями не может быть некрасив внешне. Ведь его внутренний огонь, его доброе сердце сделают прекрасным и его лицо...» Алина С.«Мне кажется, что Чехов под словами «активное сострадание» понимал реальную помощь, помощь на деле, а не на словах. Если мы вспомним жизнь Чехова, то действительно увидим, как он любил людей, помогал всем, готов был прийти на помощь в трудную минуту и поддержать...»Кроме агонистов были и теоретики, для которых тоже были составлены вопросы. Вопросы подразумевали не только знание биографии А.П.Чехова, но и хорошее знание текстов.Например:- Когда и по какому поводу А.П.Чехов отказался от звания академика?- Кто это: «...постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед — того и гляди, хрюкнет в одеяло?»Конечно, за несколько часов, которые отводятся на изучение творчества Чехова, невозможно раскрыть все стороны его таланта, но студенты, мне кажется, сумели выбрать главное, что они возьмут с собой в жизнь.В последнее время все чаще стали проводить уроки в форме импровизированной литературной гостиной или литературного кафе.(«Я ушла из жизни с поля боя!» (о жизни и творчестве Ю.Друниной), «Если душа родилась крылатой» (о творчестве М. Цветаевой), «Посредине странствия земного» (о творчестве Н. Гумилева) и т.д.Это требует большой подготовки от всех участников. В кабинете вместе со студентами создаем соответствующую обстановку (лампы с абажурами, подсвечники, пушкинская скамья, камин, афиши, поэтические страницы, портреты и т.д.). Такие уроки надолго остаются в памяти ребят.Чтобы приобщить ребят к высокому поэтическому слову, прекрасной классической музыке уже несколько лет работаю над серией уроков «Русская поэзия и русская музыка». На этих занятиях исполняются стихи А. Фета и Ф.Тютчева, А. Блока и А. Ахматовой, К.Бальмонта и В. Брюсова, звучит проникновенная музыка П.Чайковского, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, песни современных композиторов на стихи поэтов «серебряного века». Слово и музыка соединяются и воздействуют на душу человека, обогащают эмоциональный мир ребят. В конце таких уроков ребятам предлагается творческое задание раскрыть художественный мир поэтов. В этом им должен помочь раздаточный материал, который я стремлюсь оформить необычно и интересно. Подбираю наиболее яркие и запоминающиеся высказывания великих людей, обязательно присутствует подборка стихотворений, определения некоторых литературоведческих терминов, необходимых для художественного анализа текстов, эмоционально-оценочная лексика, использование которой делает творческие работы студентов более яркими, лирическими.Мне, как преподавателю литературы, отрадно видеть, что в своих творческих работах ребята идут от художественного текста, от своего личного восприятия.У Е. Евтушенко есть слова: «Учитель - это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей». И мне кажется, что писать «живых людей» - это намного сложнее и ответственнее.Библиографический список
  • Галеева Н. Сам себе учитель / Н. Галеева. – Москва, 2016. – 134 с.
  • Обернихина Г.А. Литература. Книга для преподавателя / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка. – Москва: Академия, 2018. – 208 с.
  • Петерсон Л.Г Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. – Москва: , , 2017. – 64 с.
  • Развитие универсальных учебных действий / под. Ред. С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – Москва, 2019. – 226 с.