«Игра - ведущий вид деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игра - ведущий вид деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»
Автор: Жарикова Наталья Вячеславовна

«Игра - ведущий вид деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»Н. К. Крупская считала, что: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни.С точки зрения специалиста, игра - это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.С точки зрения родителей, игра - это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВПроблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.РЕЧЬ – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Одним из важнейших разделов речевого общения – обогащение словарного запаса. Логичная богатая речь – залог успеха во многих областях знаний.Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:творческие игры;игры с правилами;народные.ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:Театрализованные, сюжетно – ролевые, конструкторские.Театрализованные игры: режиссёрские, игры драматизации.Сюжетно – ролевые игры: игры с элементами труда, игры с элементами художественно- творческой деятельности.Рассмотрим театрализованные игры (какие задачи они ставят) .ЗАДАЧИ:развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.У каждого есть в жизни «Берег детства»,Где море сказок и волшебных снов.На эту красоту не наглядеться…Так хочется вернуться вновь и вновь…Море синее нас ждёт. По местам! Полный вперёд!Остров сказок вижу я. Кто же там живёт, друзья?В гостях у Красной Шапочки. (У Красной Шапочки беда, все сказки перепутались, поможем распределить героев сказок по своим местам)Инсценировка сказок: «Теремок», «Репка», «Петух, да собака», «Айболит».СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.«На приёме у врача», «Салон красоты»,«Продуктовый магазин», «Водители», «Наша Армия сильна», «На стройке», «Внимательный водитель», «Послушный пешеход».КОНСТРУКТОРСКИЕ ИГРЫВ процессе игры с конструктором ребенок развивает:мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;концентрацию внимания;мелкую моторику;умение следовать образцу;пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.«Мы постройки смастерим, результатом удивим»ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:дидактические и подвижные.Дидактические: игры с предметами, настольно – печатные, словесные.Подвижные игры:игры с бегом, прыжками, лазаньем, метанием и ловлей, игры на ориентировку в пространстве.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.Вашему вниманию предлагаются следующие игры: «Кто быстрее надует шарик», «Волшебные пузыри», «Математические игры», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи узор», «Палочки Кюнзенера», «Пазлы», «Мозаика», «Шашки», «Формы», «Машенька и медведь», «Зоологическое лото», «Ассоциации», Лото «Спорт», «С какого дерева листок», «Родина животных». Словесные игры: «Назови - не ошибись», «Один – много», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Найди лишний».ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫИгра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания.Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные и образовательные.«Кот и мыши», «Морская фигура», «Змейка», «День – ночь».На асфальте в классикиЛюбим мы играть.И все дружно хоромМожем посчитать:«Раз, два, три, четыре, пять» -Дружно прыгаем опять.Шесть, семь, восемь, девять, десять,Не можем мы стоять на месте.НАРОДНЫЕ ИГРЫИндивидуальные, коллективные, сюжетные, игры – забавы, бытовые, игры – ловишки, театрализованные, игры – аттракционы, сезонно – обрядовые.Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало. Народные подвижные игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания, координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения, выразительности речи, навыков общения.«Гуси – лебеди», «Ворон», «Плетень», «Бай-качи, бай-качи».Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.