«Использование информационных технологий как средство повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в творческом объединении «Студия творческих идей»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование информационных технологий как средство повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в творческом объединении «Студия творческих идей»
Автор: Любаева Марина Владимировна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВИКТОРИЯ»Доклад«Использование информационных технологий как средство повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в творческом объединении «Студия творческих идей» в условиях социально-реабилитационного центра»Выполнила:Педагог дополнительного образования Любаева М.В.г. Новосибирск 2023гАктуальность темыXXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры. Они способны решать многие педагогические задачи и предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Преподаватель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Научить ребенка, с самого раннего возраста, попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач.По этой причине во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации указаны основные направления применения компьютерных технологий в образовательном процессе.Занятия декоративно-прикладного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.К сожалению, не все учреждения могут сегодня похвастаться кабинетами, оснащёнными оборудованием для полноценного использования ИКТ, интернетом и наличием компьютеров для всех обучающихся, но даже использование одного компьютера и принтера помогает повысить интерес детей к занятиям прикладным творчеством.Компьютер является одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного обучающегося, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона. Он действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся, выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучен. Поэтому я взяла эту тему самообразования и определила для себя следующие направления работы:сделать занятие современным (с точки зрения использования технических средств);приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и ребенком;Создать условия и возможности для эмоциональной и образной подачи материала.Занятия «Студии творческих идей» посещают дети с разным уровнем подготовленности и развития, разного возраста. Это предполагает дифференцированный подход к выполнению поделок по одной и той же теме («Цветы», «Животные», «Панно» - техника торцевания и квиллинг, «Открытки к праздникам», «Коробочка – упаковка», «Поделки из одноразовой посуды», «Топиарии» и т.д.), когда даются работы разной сложности в зависимости от умений и навыков каждого ребёнка. Для этого имеется подборка работ в разных техниках ДПИ по темам занятий.Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, и я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме, стараясь развить творческие способности через использование ИКТ. Основные направления в развитии творческих способностей детей – это развитие воображения и творческого мышления, которые формируют креативность.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ, которые позволяют педагогу проводить занятия в интересной и разнообразной форме, вызывая необходимые ответные действия обучающихся, формируя и развивая их творческую деятельность.Для себя, я определила, в рамках темы самообразования, следующие направления работы, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:Разработка системы занятий по ДПИ с приложениями (компьютерными презентациями).Разработка технологических карт к занятиям.Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.Использование Интернет – ресурсов при подготовке и проведению занятий.Создание копилки конкурсов, в которых могут принимать участие воспитанники центра.Создание медиа копилки по истории возникновения различных направлений декоративно прикладного творчества, мастер классов по изготовлению различных творческих работ.Разработка собственных мастер классов и видеофильмов по изготовлению различных изделий декоративно прикладного направления, а также мастер-классов, созданных воспитанниками центра.На своих занятиях я применяю разные формы ИКТ:Использование медиа-ресурсов как источника информации (подбор иллюстративного и дополнительного материала из различных источников для образовательной деятельности, работы мастеров в разных техниках ДПИ по темам занятий, видео фильмы по истории возникновения различных направлений декоративно прикладного творчества и т.д.).Компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия (презентации, пошаговая инструкции (технологические карты), мастер-классы, шаблоны, схемы, кроссворды, ребусы и т.д.).Создание медиатеки (фотоальбомы, видео, презентации по теме занятий и т.д.)Использование принтера (распечатка картинок, схем, шаблонов, надписей).Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера).Творческая деятельность возникает при наличии интереса к деятельности. Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.Данное понятие хорошо раскрывает суть интереса и хорошо нам продемонстрирует отношение ребенка к техническим средствам разного рода, ведь мы каждый день видим, как ребенок с большим интересом играет в смартфонах, планшетах, которые предоставляют родители детям.По данным современных исследований, в памяти человека остается:1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.На сегодняшний день в образовательном процессе одной из наиболее популярной формой донесения учебной информации является мультимедийная презентация. (Я прошла курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в учебном процессе и создала презентацию о видах и правилах создания мультимедийных презентаций, с ней вы можете ознакомиться у методиста)Использование на занятиях различных презентаций, выполненных в программе Power Point, дает педагогу неограниченные возможности для творчества и более эффективного средства повышения уровня познавательной активности обучающихся.На занятиях при объяснении нового материала презентация заменяет демонстрационный материал (вспомним уроки, где педагог закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у педагога время, терялся темп занятия.) Средства мультимедиа представляют педагогу возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим, способствует фиксации внимания учащихся на теме занятия, т.к. построена на зрительном ряде, но компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его. Наглядная демонстрация процесса изготовления поделки, технологии (пошаговая инструкция, таблицы) подсказывают очерёдность действий, ход выполнения работы, знакомит с изделиями мастеров, выполненных в разных техниках ДПИ, а цветные иллюстрации привлекают внимание детей, передают красоту изделий, помогают найти цветовое решение и оформление своей поделки.Презентации, выполненные обучающимися по индивидуальным творческим проектам, позволяют им выбрать работу в соответствии со своими знаниями, умениями и навыками, продумать ход её выполнения и какие материалы понадобятся в процессе работы. (Пока только начинаем работать в этом направлении)Компьютер используется для закрепления пройденного материала, когда обучающиеся на итоговых занятиях по изученной технике сами выбирают работы по желанию из подобранного педагогом материала, и видят, как она будет выглядеть в цвете (не всегда есть возможность распечатать цветные картинки). Им даётся возможность самим оценить свои знания и умения в освоенной технике и применить их на практике, самостоятельно выбрав работу.На этапе контроля и самоконтроля детям предлагается возможность проверить свои знания по изученным темам, работая с кроссвордами и таблицами. Им предлагаются такие задания: «Назови техники ДПИ», «Что лишнее?», «Что необходимо для работы?» и т.д. Это могут быть задания на компьютере в виде презентации или карточках, распечатанные на принтере. На принтере можно распечатать схемы, шаблоны, картинки, надписи к открыткам и т.д. (в этом направлении еще мало наработок и планирую освоить в дальнейшем)По программе идёт много тем, связанных с изготовлением открыток (открытки к праздникам, открытки – сюрпризы) и при их декорировании используются распечатанные на принтере цветные надписи, картинки, фоны, которые дети подбирают сами. Это делает открытки красочными и яркими, отличающимися друг от друга своим оформлением. Для этой и другой работы нам необходим принтер (мягкая игрушка, вышивка – уменьшение и увеличение рисунков, выкроек, создания схем для вышивки крестиком и бисером)Использование принтера позволяет разнообразить деятельность, проявить инициативу и творчество во время работы.Использование устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира – сканировать изображения, снимать и фотографировать процесс образовательной деятельности, детские работы (создавать мастер-классы, презентации детских работ и др.).Стало традицией фотографировать работы детей и размещать их в фотоальбомы - медиатеки. Это позволяет увидеть работы тех, кто занимался раньше в студии «Творческих идей», это позволяет заинтересовать и стимулировать обучающихся на изготовлении новых поделок (если сделали другие, то смогу и я). Фотографии лучших работ размещаются на личном сайте педагога и участвуют в интернет конкурсах ДПИ –это тоже является дополнительным стимулом для поддержания интереса к занятиям прикладным творчеством. Фотоальбомы используются при подготовке презентаций и отчета о работе педагога.Практика показала, что использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, дифференцировать образовательную деятельность обучающихся, активизировать внимание и познавательный интерес, стимулирует умственную деятельность, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности. Развивает у воспитанников самостоятельность, творческие способности, потребность в самообразовании, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к прикладному творчеству и качества образования.Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия.ВыводыИспользование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей предметам декоративно прикладного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;психологически облегчает процесс усвоения материала ребенком;возбуждает живой интерес к предмету познания;расширяет общий кругозор детей;возрастает уровень использования наглядности на уроке;повышается производительность труда педагога и ребенка на занятии.Бесспорно, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.