Развитие мышления и памяти учащихся начальных классов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мышления и памяти учащихся начальных классов
Автор: Лавринова Галина Александровна
Память - это не застывшая структура, а процесс, который заключается в сохранении, анализе и воспроизведении полученного опыта. Она постоянно развивается и меняется во времени в зависимости от поступающей в мозг информации.Виды памятиПо сроку хранения информации память бывает кратковременная и долговременная, по объекту запоминания - зрительная, слуховая, тактильная, эмоциональная, обонятельная, двигательная, по форме хранения - образная и словесно-логическая, по участию воли в процессе запоминания - произвольная и непроизвольная.В дошкольном возрасте развитие памяти происходит непроизвольно. У ребенка нет осознанной цели что-то запомнить.Память школьника уже достаточно развита для того, чтобы запоминать информацию по своему желанию, то есть произвольно. Дети школьного возраста способны строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка.0-2 года. В первые годы жизни активно развивается моторная память: ребенок запоминает жесты, движения и старается их повторить.2-4 года. На данном этапе происходит развитие непроизвольной памяти. Малыш запоминает все, что видит и слышит.5-6 лет. Непроизвольная память развивается по-прежнему, побуждая ребенка запоминать то, что его заинтересовало. Но в этом возрасте он уже способен запомнить что-то по своему желанию, то есть начинает работать произвольная память.6-12 лет. Дети младшего школьного возраста способны к произвольному запоминанию и готовы приложить необходимые усилия, чтобы запомнить то, что им предлагают. Однако более интересная для них информация по-прежнему усваивается быстрее.Что нужно делать?Для тренировки произвольной памяти ежедневно расспрашивайте малыша о том, что он запомнил из прошедшего дня, просите его сравнить события сегодняшнего и вчерашнего дней.Избегайте механического заучивания чего-либо и зубрежки. Пытайтесь ребенка заинтересовать.Повторение - мать учения. Для того чтобы информация закрепилась в долгосрочной памяти, необходимо периодически возвращаться к ней. Например, утром можно прочитать с ребенком стихотворение, вечером - повторить, через день - вернуться к прочитанному.Главные условия тренировкиС ребенком играем, а не даем задания. Иначе мотивация будет нулевой.Играйте в «неодноразовые» игры, которые не надоедают.Родители - активные участники игры, а не контролеры.Выбирайте игры, в которых можно улучшить результат, а не останавливаться на одном достижении.Игры для тренировки памятиЯ кладу в мешок-Родитель говорит: «Я начинаю предложение, тебе нужно повторить мои слова и добавить свое. Я повторю за тобой и тоже добавлю свое. Интересно, сколько слов мы сможем добавить?»Например: «Я положил в мешок яблоко», - «Я положил в мешок яблоко, тетрадь», - и т. д.ФотоаппаратСлова взрослого: «Давай представим себя фотоаппаратом. Когда мы пройдем мимо дома (человека, машины, статуи), надо его сфотографировать глазами. А когда повернем за угол, мы начнем вспоминать, как он выглядел».Пароль дняОбращаясь к ребенку, мама или папа говорит: «Предлагаю утром придумать нам пароль, который надо будет помнить весь день, а вечером при встрече мы друг другу его скажем».Восстанови последовательностьВыложите в ряд на стол несколько маленьких разных по фактуре предметов: игрушку, катушку, мячик, яблоко и т. п. Ребенку с завязанными глазами предложите их пощупать. Затем перемешайте предметы и попросите ребенка выложить (уже не вслепую) их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.Повторяй за мной!В эту игру можно играть с одним малышом или с группой, например, на детской площадке. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.Остановись вовремя!Перед началом игры нужно договориться с ребенком (с детьми), какое движение под запретом: например, прыжок на месте. Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.А что с мышлением?Мыслительный процесс - это возможность обрабатывать и преобразовывать информацию. Его основные функции: обобщение, анализ, сравнение поступающих сведений, установление причинно-следственных связей и рассуждение. Скорость мышления и способность рассуждать также можно натренировать, развивая при этом такой важный навык, как креативность.Важно учить ребенка мыслить нестандартно.Игры для тренировки мышленияПо-другомуСлова взрослого: «У каждого предмета есть свое применение. Например, стакан у нас есть, чтобы пить воду. А как бы мы еще могли использовать стакан?»Примеры: посадить цветок, использовать как вазу, сложить маленькие игрушки и т. д.БанкаРодитель говорит: «Представь, что у нас есть трехлитровая банка. Давай осмотримся вокруг и решим, что мы в нее сможем положить. Главное - не забывай, что у таких банок горлышко меньше самой банки».Хорошо и плохоВ каждой ситуации можно найти что-то хорошее и что-то плохое. Например, когда светит ярко солнце, хорошо, что можно загорать, и плохо, что земля быстро высыхает.Примеры ситуаций: идет дождь, сломался телефон, растаяло мороженое и т. д.СравниМногие предметы и живые существа, что нас окружают, чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Давай подумаем, чем похожи, например, кошка и белка. И чем они отличаются.