Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Автор: Римская Наталья Евгеньевна
Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Римская Наталья Евгеньевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9
(МБОУ СОШ №9 ДО РУЧЕЁК)
Воспитатель
Понятия Труд, Трудовое воспитание.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Особенности труда дошкольников
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно-шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Остановимся более подробно на решении пятой задачи по трудовому воспитанию.
Дружба — форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. У детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения начинают складываться в процессе общения в группе детского сада. Начало детской дружбы — это ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его. При этом необходимо с большим вниманием относиться к самостоятельно возникающим объединениям у детей, к содержанию и формам их общения, искать пути в деятельности, позволяющие научить детей правильно взаимодействовать, общаться, дружить. Наряду с игрой, художественным творчеством, коллективный труд является одним из средств, способствующих развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Труд дает возможность ребенку проявлять реальную заботу о других людях, а так же прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Вместе с тем следует отметить, что часто в процессе руководства трудом педагоги в большей степени обращают внимание на формирование трудовых навыков, умение трудиться самостоятельно, поэтому, поиск эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дружеских взаимоотношений в процессе труда, является актуальным. Об этом говорили такие ученые как: В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Т. А. Репина. Н. К. Крупская придавала особое значение объединению детей в труде, указывая, что совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка. Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
Коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, если:
в ходе труда педагог побуждает детей к взаимопомощи, поддержке;
при выполнении трудовой деятельности педагог учитывает симпатии детей друг к другу;
при обсуждении с детьми результатов труда педагог проводит анализ взаимоотношений их со сверстниками, дает положительную оценку взаимопомощи.
Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Таким образом, дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений.
Поиск эффективных методов и приемов руководства коллективным трудом детей с целью развития у них дружеских взаимоотношений является одной из педагогических проблем.
Для решения данной проблемы необходимо выявить знания детей о взаимоотношениях в коллективном труде. Для этого надо провести беседы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям можно задать следующие вопросы: Как ты любишь трудиться - один или вместе с товарищами?, Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?, С кем ты любишь трудиться и почему?, Расскажите, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).
Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности надо составить перспективный план включения коллективного труда в воспитательно-образовательную работу с детьми. Определить вместе с детьми место хранения инвентаря по уходу за цветами, для дежурного по столовой, инвентаря для соблюдения чистоты в игровой и учебной зоне.
Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится после дневного сна. В то же время организуется ручной коллективный труд.
Индивидуальные поручения организуются в течение всего дня. В каждом отдельном случае выбираем наиболее удобное время для их выполнения. На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал. После обеда все дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их, после игр убирают игрушки.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо-дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо-гут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея-тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме-ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же-лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ-ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа-гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет.
Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада-чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: Подумай, как ты будешь де-лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?.
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду-мать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра-ботали все вместе, дружно, быстро все сделали, - говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Разновидность труда
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Формирование положительных взаимоотношений дошкольников.
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. В различных видах труда детей дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности. Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности. Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом. Перед нами стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для изгоев и отверженных.
Создание условий самореализаций на основе субъективности ребенка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей — труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребенка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.
Понятия взаимоотношения и труд являются в нашей работе ключевыми, поэтому мы рассматриваем их как с разных точек зрения, так и во взаимосвязи.
Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности.
Начало работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений дошкольников в процессе труда, определение мотивов, лежащих в основе общения детей друг с другом. Затем изучили уровень развития трудовых умений и навыков детей нашей возрастной группы, провели диагностические игры (секрет), наблюдения за деятельностью детей по следующим критериям:
ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе трудовой деятельности;
работает сообща;
бережет и ценит работу товарища;
помогает товарищам по собственной инициативе;
помогает товарищу по его просьбе;
умеет вежливо отказать товарищу;
характер оценки работы сверстника;
отношение к замечаниям по работе.
Было проведено первичное знакомство посредством бесед с детьми и их родителями, анкетирования с родителями, посещения на дому с целью изучения социально-эмоциональной сферы личности ребенка, его семьи. В результате бесед с детьми и родителями, в ходе наблюдения за поведением детей в процессе трудовой деятельности, мы узнали личностные особенности детей группы и выяснили их отношения в группе. Выявили критерии выбора детьми друзей, изучили качества дошкольников, наиболее ценностные для сверстников. Выяснилось, что дети, в основном, выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.
Изучив теоретическую, методическую литературу и передовой педагогический опыт, нами было решено приступить к планированию работы. При этом мы стремились спланировать свою работу так, чтобы каждый ребенок в процессе труда в группе сверстников чувствовал себя востребованной личностью, ощущал комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от товарищей.
Для развития эмоционально — положительных отношений детей друг к другу, нравственных представлений во взаимоотношениях со сверстниками, на этом этапе работы нами были поставлены следующие задачи:
Разработать методы и приемы педагогического руководства трудовой деятельностью с целью формирования положительных отношений и нравственных качеств — сопереживания, сочувствия и взаимопомощи.
Создать дружескую атмосферу в группе с целью вовлечения замкнутых, а также неуравновешенных и не пользующихся популярностью детей в дружеские микрообъединения.
Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчужденном отношении ребенка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели, тем более когда ребенок только пришел в детский сад.
Воспитание дружеских взаимоотношений предполагается не только у дошкольников между собой, но и между детьми и взрослыми, между детьми и живой природой, ведь все живое требует от нас заботы, участия и доброго отношения. Дружить можно со всем окружающим миром. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Так коллективную уборку групповой комнаты можно превратить в игру-занятие. Например, игра-занятие Служба быта, цель которой учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку; закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности; уметь давать оценку деятельности своей подгруппы и коллектива в целом; учить любить физический труд, испытывать чувство удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен, от положительного результата деятельности; формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
Список литературы
1. В.И. Ядэшенко, Ф.А. Сохина Дошкольная педагогика. — М.: Просвещение, 1978
2. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М.: Просвещение, 1991
3. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. — М.: Просвещение, 1980
4. А.С.Макаренко Лекции о воспитании детейпед.сочинения в 8т.,т.4.
5. "Воспитание школьников в труде" под редакцией А.А. Шибанова:М.: "Педагогика"; 1976
6. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
8. История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982, Просвещение.
9. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. — "Школа и производство", 1990, № 1 с.62
10. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М: Гардарики, 2003.
11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002 г.