Огород на подоконнике
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Огород на подоконнике
Автор: Агаева Нурана Руслан кызы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №56 «СЕВЕРЯНОЧКА»ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»Выполнила: Агаева Н.Р.СодержаниеАктуальность проекта…………………………………………………………….3Цель проекта………………………………………………………………………3Задачи проекта…………………………………….………………………………3Вид проекта………………………………………………………………………..3Тип проекта……………………………………………………………………..…4Целевая аудитория…………………………………………………….…………..4Принципы проекта……...………………………………………………………...4Методы проекта…………………………………………………………………...4Предполагаемый результат……………………………….......………………….4Этапы реализации проекта …………………………..……………………...…...5Приложение 1 ………………………………………………………………...….12Приложение 2……..……………………………………………………….……..14Приложение 3……………………………………………………………….……15Приложение 4…………………………………………………………….………16Приложение 5………………………………………………………………….…18Приложение 6………………………………………………………………….…21АктуальностьДети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.Цель:формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях. Задачи:Обучающие:-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп);-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.Развивающие:-Развивать познавательные и творческие способности.-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.Воспитательные:-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.-Получить положительные эмоции от полученных результатов.Тип проекта: познавательно - исследовательский.Срок реализации: краткосрочный (ноябрь 2022)Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.Методы:- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.Предполагаемый результат:1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.Этапы работы над проектом:1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности2. Основной: (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.Приложение 1Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».Задачи:-Закрепить знания детей об овощах.-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.Ход образовательной ситуацииПроведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.Загадки:1. Сидит дед, в сто шуб одет.Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)5. Красненькие сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)Физкультминутка.Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразброс называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, укроп).Беседа о том, что за растениями необходим уход.Сначала наш лучок был такой (фото)Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.Приложение 2Опыты и экспериментыЗемля.Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.Цель: Выявить свойства земли: вес, цвет, консистенция.Материал, оборудование: земля в контейнерах.ХодВзвешиваем способом «на руках»Определяем цвет.Описываем консистенцию земли.ВодаЗанятие- опыт- эксперимент: Вода и растенияЦель: Выявить насколько вода необходима для роста растенийМатериал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)ХодВ течении недели наблюдаем за контейнерами. Наблюдения зарисовываем в дневник наблюдений.Приложение 3Упражнение «Удивляемся природе»Мы стоим на огороде,Удивляемся природе,Вот салат, а здесь укроп,Там морковь у нас растет.Поработаем с тобой,Сорнякам объявим бой-С корнем будем выдирать,Да пониже приседать.У забора всем на дивоПышно разрослась крапива.Мы ее не будем трогатьОбожглись уже немного.Все полили мы из лейкиИ садимся на скамейки. Приложение 4Загадки про укроп Зонтики-головки!Кружевные пальчики,По всей грядке ловко!Разбежались мальчики- Вы куда бежите? Стоп!Я хочу сорвать… (укроп)*** Желтым зонтиком цвететДруг всех овощей… (укроп)Загадка про зеленый лукНа грядке зелёная стрелаК свету, к солнышку взошла.Мы ее покрошим в суп,Приправа эта – зелёный … (лук)Загадки об огороде, природных явленияхЕсли сухо,нет дождей -Солнце,словно лиходей -Стебли гобнут насухо :Зной зовут тот ...(засуха).***Мы сажаем огород,Чтобы было что класть в рот,Лук,укроп,петрушку делим,И к обеду будет ...(зелень).Приложение 5Игры к проекту «Огород на подоконнике». Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и игры малой подвижности)Дидактическая игра «Кто скорее соберет»П. З. - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Дидактическая игра «Что сажают в огороде»П. з .- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.)Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Дидактическая игра «Собери урожай»П. З. - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.Дидактическая игра «Вершки - корешки»П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Дидактическая игра «Найди по описанию»П. З. - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.Дидактическая игра «С какой ветки детки»П. З. - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется дерево, на котором растут яблоки? » Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.Дидактическая игра «Угадай-ка»П. З. - развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.Ход игры. Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами — в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.Игра-хоровод «Кабачок»П. З. - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:Кабачок, кабачок,Тоненькие ножки,Мы тебя кормили,Мы тебя поили,На ноги поставили,Танцевать заставили.Танцуй, сколько хочешь,Выбирай, кого захочешь!Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Подвижная игра «Баба сеяла горох»П. З. - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)Ох! Уродился он неплох. (Приседают)Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)Мы помчимся — ты постой!Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»П. З. – развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.Огород у нас в порядке,Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .В лунках маленьких не густоПосадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .Лето все она толстела,Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .А сейчас ей тесто, бедной,Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)Игра малой подвижности «Огородник»П. З. - Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:- Кто там?- Огородник.- За чем пришел?- За репой!После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:Сверху репа зелена,По середке толста,К концу востра, прячет хвост под себя.Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:- Я репа, ау!Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.Малоподвижная игра «Вершки-корешки»П. З. - знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.Приложение 6Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)Картошку, капусту, морковку,Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)Кто лучше, вкусней и нужней на земле.Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)И ножиком этим крошить началаКартошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)Пальчиковая гимнастика «Капуста»Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцыВ кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)Пальчиковая гимнастика "Компот"Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)Вот:Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)Слив положим и песок. (имитируют движения)Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)Угостим честной народ. (угощают)Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»Раз, два, три, четыре, пять,вышли пальчики гулять.Этот пальчик в сад пошел,этот пальчик гриб нашел,этот резал,этот ел,ну, а этот лишь глядел!