Метапредметность на уроках русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метапредметность на уроках русского языка
Автор: Александровна Татьяна Алексеевна
Метапредметность в обучении Понятие о метапредметности является на сегодняшний день одним из ключевых в российском образовании. Метапредметность занимает значительное место в ФГОС 2 поколения и понимается как некий надучебный предмет, в котором предметные границы предельно размыты, а один предмет может перетекать в другой в самых неожиданных точках. Таким образом, внедрение метапредметного подхода в образовательный процесс предполагает преодоление барьера между академическим, вербальным, дискретным знанием и чувственным, предметным, целостным восприятием мира, объединение «человека знающего» и «человека думающего». Приобретение метазнаний как продукта познания интегрирует образное и теоретическое и предусматривает осуществление процесса познания как слияние образа и понимания образа, ибо ребёнок познаёт мир в его целостности, единстве и бесконечном многообразии.С позиции метапредметного подхода именно исследование становится неотъемлемой частью познания. Следовательно, наряду с содержанием учебного предмета учащийся постигает приёмы рационального использования собственных способностей и ресурсов, работы с информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения в устной и письменной речи. Таким образом, метазнания позволяют учащимся выстроить целостную картину мира, в том числе с научной точки зрения, закладывая основы дальнейшего личностного развития школьника. Метапредметность формирует целостное образное видение мира, помогает избежать дробления знаний и дидактических дрессировок, позволяет повысить уровень рефлексии учащегося, изменить мотивы его поведения и развить эмпатию, способствует становлению информационной и проектной компетентностей школьника, его личностному росту. "Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе" Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается:в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;в концептуально заложенной в программу развития образовательной программы школы идей личностно- ориентированного обучения;в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность ).Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:Личностные - ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение:1.Умения организовывать свою деятельность:определять ее цели и задачи,выбирать средства реализации цели,применять их на практике,взаимодействовать в группе в достижении общих целей,оценивать достигнутые результаты.2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различныхвидов деятельности:обобщенные способы решения учебных задач,исследовательские, коммуникативные и информационные умения,умение работать с разными источниками информации.3. Готовность к профессиональному выбору:умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей. В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. В своей деятельности мы применяем следующие технологии:Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.Применение метода проектов имеет большие преимущества.Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:выявление проблемы исследования;постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;формулировка гипотез исследования;определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;сбор информации;аналитическая работа,корректировка поставленных задач и хода исследования,дальнейший поиск информации,анализ новых фактов,обобщение — рассуждение — получение новых данных,оформление результатов исследования;обсуждение и транслирование полученных результатов.В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Интерактивная методика.Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).Осмысление полученного опыта.Обобщение (рефлексия).Применение на практике.Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.Психологи выделяют и существенные недостатки:высокая степень утомляемости учащихся;необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации; не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.Личностно–ориентированные технологии обучения.Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;вести индивидуальную работу с каждым ребенком;помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:аналитические,учебно-информационные,коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:умения сопоставлять явления и факты;умения выделять главное;умения составлять из отдельных элементов целую картину;умения формулировать общую проблему;умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:умение извлекать информацию из различных источников;умение составлять план;умение отбирать материал по заданной теме;умение составлять письменные тезисы;умение подбирать цитаты;умение составлять таблицы, схемы, графики.Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:умение составлять связное устное высказывание;умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;умение выделять интонационно-значимые части высказывания;умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;умение использовать различные средства наглядности;умение выражать свое мнение и аргументировать его;умение оформлять научно-исследовательские работы;умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);умение вести дискуссию.Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.