Метапредметность на уроках русского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метапредметность на уроках русского языка
Автор: Александровна Татьяна Алексеевна

Метапредметность в обучении Понятие о метапредметности является на сегодняшний день одним из ключевых в российском образовании. Метапредметность занимает значительное место в ФГОС 2 поколения и понимается как некий надучебный предмет, в котором предметные границы предельно размыты, а один предмет может перетекать в другой в самых неожиданных точках. Таким образом, внедрение метапредметного подхода в образовательный процесс предполагает преодоление барьера между академическим, вербальным, дискретным знанием и чувственным, предметным, целостным восприятием мира, объединение «человека знающего» и «человека думающего». Приобретение метазнаний как продукта познания интегрирует образное и теоретическое и предусматривает осуществление процесса познания как слияние образа и понимания образа, ибо ребёнок познаёт мир в его целостности, единстве и бесконечном многообразии.С позиции метапредметного подхода именно исследование становится неотъемлемой частью познания. Следовательно, наряду с содержанием учебного предмета учащийся постигает приёмы рационального использования собственных способностей и ресурсов, работы с информацией, организации самостоятельной работы, самовыражения в устной и письменной речи. Таким образом, метазнания позволяют учащимся выстроить целостную картину мира, в том числе с научной точки зрения, закладывая основы дальнейшего личностного развития школьника. Метапредметность формирует целостное образное видение мира, помогает избежать дробления знаний и дидактических дрессировок, позволяет повысить уровень рефлексии учащегося, изменить мотивы его поведения и развить эмпатию, способствует становлению информационной и проектной компетентностей школьника, его личностному росту. "Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе"               Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается:
  • в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
  • в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;
  • в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
  • в концептуально заложенной в программу развития образовательной программы школы идей личностно- ориентированного обучения;
  • в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,
  • в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
  •             Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность ).
  • Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:
  • Личностные - ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;
  • Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
  • Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
  • Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение:1.Умения организовывать свою деятельность:
  • определять ее цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели,
  • применять их на практике,
  • взаимодействовать в группе в  достижении общих целей,
  • оценивать достигнутые результаты.
  • 2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различныхвидов деятельности:
  • обобщенные способы решения учебных задач,
  • исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
  • умение работать с разными источниками информации.
  • 3. Готовность к профессиональному выбору:умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.         В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.          В своей деятельности мы применяем следующие технологии:Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.Применение метода проектов имеет большие преимущества.Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • формулировка гипотез исследования;
  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
  • сбор информации;
  • аналитическая работа,
  • корректировка поставленных задач и хода исследования,
  • дальнейший поиск информации,
  • анализ новых фактов,
  • обобщение — рассуждение — получение новых данных,
  • оформление результатов исследования;
  • обсуждение и транслирование полученных результатов.
  • В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.  Интерактивная методика.Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Что он в себя включает?
  • Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
  • Осмысление полученного опыта.
  • Обобщение (рефлексия).
  • Применение на практике.
  • Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.Психологи выделяют и существенные недостатки:
  • высокая степень утомляемости учащихся;
  • необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации; 
  • не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.
  • Личностноориентированные технологии обучения.Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. «Хороший» ученик в данной педагогической технологии  понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.Личностно ориентированный урок  это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»);
  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся  к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
  • Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.При обращении к гуманитарному блоку школьной программы особенно ярко выступает на первый план такое не вполне обычное для педагогики понятие как синестезия – «соощущение», «пересечение чувств».В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.
  •          На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
  • умения сопоставлять явления и факты;
  • умения выделять главное;
  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  • умения формулировать общую проблему;
  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
  • Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение составлять план;
  • умение отбирать материал по заданной теме;
  • умение составлять письменные тезисы;
  • умение подбирать цитаты;
  • умение составлять таблицы, схемы, графики.
  • Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
  • умение составлять связное устное высказывание;
  • умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  • умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  • умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  • умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
  • умение использовать различные средства наглядности;
  • умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  • умение оформлять научно-исследовательские работы;
  • умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  • умение вести дискуссию.
  • Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.