"Игра - путешествие по родному Кузбассу"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игра - путешествие по родному Кузбассу"
Автор: Унрау Анна Петровна
"Игра-путешествие по родному "Кузбассу" в подготовительной группеОбразовательные задачи.Дать понятие, что такое малая родина, познакомиться с ее богатствами, особенностями; обогащать активный словарь детей, формировать эстетическое суждение, вовлечь детей в исследовательскую работу (проведение опыта и наблюдения) Развивающие задачи.Развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторикуВоспитательные задачи.Воспитывать гордость за свой край, любознательность, познавательною активность, стремление узнать больше о природе родного края, умение сотрудничать со всеми детьми в группе.Предварительная работа: Мультимедиа презентация «Семь чудес Кемеровской области»; пословицы и поговорки о Родине; растительный и животный мир Кемеровской областиМатериалы:Стенды для наглядного материала, репродукции пейзажей (леса Кузбасса, реки и озера Кузбасса. Кузбасса. Слайд-презентация «Путешествие по Кузбассу»; конверт для Кузи; голосовое сообщение от домовёнка Кузи; карта-пазл Кемеровской области; Шапочки животных.Ход НОД:Воспитатель: (голосовое сообщение)1. Д/игра «Собери карту»Дети вместе с воспитателем собирают пазл из карты Кемеровской области.Воспитатель показывает и называет города: Белово, Полысаево, Междуреченск, Юрга, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-СудженскВоспитатель: Молодцы! А в каком городе вы проживаете?Дети: В городе БеловоВоспитатель: покажите на карте.Воспитатель: Ребята, поможем домовёнку Кузьме обогатить свои знания о Кузбассе? Тогда в путь! Ребята, пешком идти очень далеко, давайте с вами поплывем на лодке по нашей реке Бачата.2.Игра-путешествие(Садятся на квадратный модуль)Беремся за весла мы и плывем, (дети машут руками, имитируя весла)Посмотрим животных живущих в крае родном (смотрят в одну и другую сторону)Наш край родной и дорогой (развели руки в стороны)Любим мы его с тобою (руки к сердцу)Воспитатель: Ребята, посмотрите мы остановились в одном из красивейших заповедников Кузбасса, а в каком из них, мы увидим на слайдах.Просмотр слайдовВоспитатель: СЛАЙД 1,2 (поочерёдно) Одна из достопримечательностей Кузбасса это – Поднебесные Зубья, который расположен вблизи города Междуреченск. Посмотрите на нашу карту и обозначим флажком место остановкиПоднебесные Зубья - это красивейшее место, где расположены самые высокие горы. Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья?Дети: Они похожи на зубья.Воспитатель: СЛАЙД 3 Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений и деревьев.Воспитатель: СЛАЙД 4 На территории нашей области растут такие деревья как ёлка, берёза, дуб, сосна.Воспитатель: СЛАЙД 5 Посмотрите на эти камни красивые, их называют курумниками.Воспитатель: СЛАЙД 6 В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам.Воспитатель: Ребята, обратите внимание кто-то оставил следы. Как вы думаете эти следы принадлежат человеку? А чьи это следы?Воспитатель: Это следы животных, которые обитают на территории заповедника. Давайте пройдём по этим следам. Что вы видите? (Конверт). Да конверт, в нём что находится, так это же загадки4. Дидактическая игра «Найди и покажи»Воспитатель: Ребята я вам буду загадывать загадки про животных обитающих в лесах Кемеровской области, а вы должны показать ребенка в шапочке этого животного.1. Зимой спит,Летом ульи ворошит? (Медведь)2. На овчарку он похож,Что ни зуб - то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть? (Волк)3. У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода - кора. (Заяц)4. Рыжая плутовка,Хитрая да ловкая,В сарай попала,Кур пересчитала. (Лиса)Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас приглашаю вас отдохнуть.5. ФизминуткаМы сегодня не скучали,В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)Любовались облаками (встают и смотрят в верх)Нам деревья песни пели,На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)Птицы часто подлетали,Все кружились, ворковали, (машут крыльями, и кружатся)Рыба в озере играла,Молча хвостиком виляла. (Ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)И скакали по оврагам. (Прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)Мы скакали, мы игралиИ нисколько не устали. (Идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)Вот мы и на месте.Конспект занятия «300 лет-Кузбассу» в старшей группеТема: " 300 лет-Кузбассу "Цели:1. Познакомить детей с историей Кузбасса, с образованием Кемеровской области.2. Расширить кругозор детей о своём крае, о людях, населяющих нашу область.3. Прививать любовь к своему краю, доброту и уважение к людям.Ход занятияСлайд 1Ребята сегодня мы с вами побеседуем на тему нашей Малой Родине. Кузбассу. Начать его я хочу со стихотворения Тамары Васильевны Вылегжаниной. Написано оно было к 60-ти летию Кузбасса. Послушайте отрывок:Кузбасс! Тепло в Сибирь ты далНа домнах выплавил металл.Курорты в Шории открыл,Швейцарию свою нам подарил.Кузбасс! Родился ты в войну,Как сын ты защитил страну.Все, чем богат был, родине отдал,За это дважды орден получал.Речь пойдет о Кузбассе.Торжественной песней является гимн.Слайд 2 Автор гимна Кемеровской области Геннадий Юров, музыку к стихотворению «Рабочая мелодия Кузбасса» написал Евгений Лугов и Владимир Хвилько.Для прослушивания гимна Кемеровской области прошу всех встать (1куплет и припев)- Скажите, ребята, как называется место где, мы живём?- Мы живем в Кемеровской области, которую по- другому еще называют, земля Кузнецкая, Кузбасс, то есть Кузнецкий угольный бассейн.1ребенок:Что мы Родиной зовём?Край, в котором мы растём,И берёзки, вдоль которых,Взявшись за руки идём.Что мы Родиной зовём?Солнце в небе голубомИ душистый, золотистыйХлеб за праздничным столом.Что мы Родиной зовём?Край, где мы с тобой живём.- Ребята, а как вы понимаете слова «малая Родина»? (Это наша малая Родина, где мы родились и живём).- Скажите, сколько лет Кузбассу исполнится в 2021 году? (300 лет)Слайд 3-4-5Каждый регион имеет свой главный город.- А какой город является областным центром? (г. Кемерово)Совершенно верно, областным центром является город Кемерово.-Ребята, скажите кто возглавляет Кемеровскую область? (Губернатор Сергей Евгеньевич Цивелёв)Слайд 6Главными символами области являются герб и флаг. Если мы внимательно посмотрим на герб и флаг, то мы увидим, что на гербе символически изображены богатства края: металлургическая, машиностроительная, горнодобывающая, угольная и сельскохозяйственная отрасли.Слайд 72-ребенок:Если в карту Сибири всмотреться,На ней обозначены контуры сердца.И бьется оноИ отчизна внимаетРабочему ритмуКузнецкого края.И в будни эпохиИ в каждом из насПульсирует гордое имя -Кузбасс.3-ребенок:Богата родная Россия,Но прямо скажу без прикрас,Что края любого красивейНаш юный, могучий КузбассЛюблю его твёрдую поступь,Дыханье заводов и шахт,Огней ярко-звёздную россыпьВ его молодых городах.Кемеровская область невелика по сравнению с территорией всей страны, но её населяют около трёх миллионов человек. В области около 20 городов, множество деревень и посёлков. Среди наших земляков много добрых, талантливых, трудолюбивых людей. И нужно учиться у них всему хорошему!(Показать на карте границы Кемеровской области)Наша область протянулась на 500 километров с юга на север и на 300 километров с запада на восток. Кемеровская область на севере граничит с Томской областью, на западе – с Новосибирской областью, на юго-западе – с Алтайским краем, га юге – с республикой Алтай, на юго-востоке и востоке с Республикой Хакасия, на северо-востоке – с Красноярским краем. В том числе, наш район граничит с Красноярским краем.Слайд 8Коренными жителями Кузбасса являются телеуты и шорцы. В старые времена они занимали обширную горно-таежную территорию. Они вели преимущественно полукочевой образ жизни, занимаясь охотой на диких зверей и птиц и рыболовством. Древнее население Кузбасса употребляло в пищу корни и листья съедобных растений, ягоды, грибы, кедровые орехи.– Какие ещё народы и национальности сегодня живут в Кузбассе? (Русские, украинцы, белорусы, сибирские татары, чуваши, немцы и др.)- На территории Кемеровской области проживают более 100 народов.Слайд 9-10 Постепенно шло освоение края. Были найдены богатые залежи полезных ископаемых. Первые заводы и рудники появились на Салаире.Богатство края позволили сделать его индустриально-промышленным. Это сыграло важнейшую роль в выделении Кемеровской области из состава Новосибирской.В суровые годы Великой Отечественной войны многие наши земляки проявили героизм в боях. А те, кто остался в тылу, ударным трудом обеспечивали нужды фронта. Стране требовался уголь и шахтёрский Кузбасс, наряду с другими областями, обеспечил страну не только углем, но и металлом, химической продукцией, лесом, продовольствием. Большинство мужчин ушло воевать. К станкам встали старики, женщины и подростки. Важнейшим предприятием области в годы войны былКузнецкий металлургический комбинат (КМК, на котором плавили чугун, сталь, прокат и выпускали броню для танков. Кузбасс направил на фронт огромное количество боевой техники: тысячи танков и самолётов, миллионы артиллерийских снарядов. В Кузбассе было организованно 40 военных госпиталей. В них размещали бойцов пострадавших в бою, и оказывали им медицинскую помощь.Невелик Кузбасс по сравнению с территорией всей страны. Но как много смогли совершить наши земляки для Победы!Слайд 11А история К узнецкого края началась с Михайло Волкова, который в1721году во время своего путешествия по реке Томи в 7 верстах от Верхотомского острога увидел «горелую гору», о чём и сообщил горному начальству. Ныне эта гора находится в черте города Кемерово, на территории музея-заповедника «Красная Горка». Это и было, как принято считать, открытие первого месторождения кузбасских углей.Это открытие дало толчок к промышленному освоению кузнецкого угольного бассейнаКузнецкий угольный бассейн – самое крупное месторождение в мире. Здесь разведаны огромные запасы угля. В1851 году было положено начало регулярной добычи угля в Кузнецком бассейне на Бочатском месторождении.Богаты недра Кузбасса и рудами цветных металлов, из которых получают алюминий, цинк, свинец, серебро и др. металлы. Во многих городах и поселках Кемеровской области построены заводы по производству строительных материалов: цемента, кирпича, железобетонных изделий. Продукция этих заводов помогает строить людям новые дома, школы, театры, игровые площадки, магазины. Построены в нашей области и фабрики, где изготавливают одежду и обувь, бытовые приборы и посуду, чтобы было удобно жить людям в современном мире. Развитие промышленных предприятий, постройка дорог и зданий повышает благосостояние людей, даёт им работу, пищу, одежду, различные удобства.Слайд 12-13 Богата и разнообразна природа Кемеровской области. Но самым главным богатством края являются люди: шахтеры, металлурги, химики, энергетики, которые своими руками делают всё, чтобы были мир и счастье на нашей земле. Слайд 14В красивом крае мы живем.Кузбассом мы его зовем.Разрезов много здесь и шахтУглем богат родной Кузбасс.Я здесь живу, учусь, растуИ край родной душой люблю.Здесь все прекрасно, все для насЯ славлю свой родной Кузбасс!Главный камень Кузбасса Цель: Уточнить и расширить знания детей о каменном угле, о его происхождении, значении для края;Задачи: Продолжать учить детей элементарным способам исследовательской деятельности, знакомиться со свойствами объектов путем сравнения, учить делать выводы. Расширить представления о труде шахтёров, о различных способах добывания угля (подземном и открытом), о разнообразных механизмах, которые используются при добывании угля. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к родным местам и уважение к шахтерскому труду. Активизировать словарь по данной теме (угольный разрез, угольный комбайн, экскаватор, БелАЗ, угольные пласты). Предварительная работа: экскурсия в школьный музей «Шахтерской славы», рассказы о знаменитых людях Прокопьевска, Кузбасса. Познавательные беседы «Шахтерские профессии», «Знакомство с символикой Кемеровской области». Организована выставка рисунков, посвященная дню шахтера «Славен шахтерский труд» совместно с родителями. Ход занятия. Воспитатель. Ребята, сегодня хочу показать вам интересную и познавательную, сказку. (Сказка звучит под приложение №1) Сказка о сибирском крае.Создал Господь Бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни ... Хорошо получилось. Потом призадумался. А какими бы богатствами одарить каждое место на Земле? И решил - соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Украину - подарил ей сады, в Молдавию - виноградники, на Кавказ - минеральные источники, на Урал - камни самоцветные. Когда же на сибирской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу пол мешка подарков. Тут тебе и нефть, и газ, и лес, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего ... Передохнул Бог и подумал: «Большие богатства большим трудом должны добываться». И спрятал их - нефть и газ под землю, зверей - в леса дремучие, рыбу - в реки и озера глубокие. «Пусть, - сказал Господь Бог, - люди здешние живут в достатке, своим трудом славят землю сибирскую да приумножают богатство и мощь России - Матушки. Так оно на самом деле и есть, и так будет всегда». Воспитатель. О чем сказка, о каком крае? Ребята, нам очень повезло. Мы живем в богатейшем сибирском крае - Кузбассе, здесь очень много полезных ископаемых. Как вы думаете, почему они называются полезными? Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землей для использования в промышленных целях и в быту.Отгадайте загадки про полезные ископаемые. Если вы правильно угадаете загадку. (Приложение №2)Мне, ребята, после плавкиСталью быть охота.Сталь нужна и для булавки,И для космолета.А сама - то я невзрачна,Темною бываю.Под землей, в пещерах мрачныхЧасто залегаю. (Железная руда.) И липка, и жирна, и мягка,А посуда из неё крепка! (Глина.) Горит, да не солнце, Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь.) Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Можешь ты его копать И в ведёрко насыпать. (Песок.) Из него медали льют И за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (Золото.) Молодцы, ребята!Воспитатель. Давайте подойдем к нашей выставке. Здесь собраны полезные ископаемые, которые добывают в Кемеровской области. Какие полезные ископаемые вы узнали. Назовите? А как ты определил, что это глина? Каждое полезное ископаемое имеет свое условное обозначение - значок. У кого золото? Золото имеет вот такой значок – в виде круга, у которого одна половина черная, а другая – белая, железная руда обозначается черным треугольником, каменный уголь – черным квадратом, у глины квадрат поделен по диагонали на два треугольника один черный, другой белый.Какие полезные ископаемые вы видите на карте? Каких полезных ископаемых больше всего? Недаром в наших краях уголь считается главным камнем, поэтому здесь так много шахт. Воспитатель. А сейчас для вас опять загадка, представителя какой профессии мы пригласили сегодня?Входит приглашенный родитель, одетый в одежду шахтера. Как вы догадались? (По специальной одежде). К нам сегодня пришел Александр Владимирович, он расскажет нам о шахтерском труде.Шахтер. Для того чтобы спустится в шахту, нужно обязательно одеть спец одежду, она шьется из плотного материала, чтобы отлетевшие кусочки угля не ранили тело. Обязательно одевается каска, чтобы защитить голову. На каске имеется фонарь, потому что под землей темно. А вы знаете, что добывают в шахте? Правильно, уголь. Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь? Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.Из шахты на поверхность поднимают угольную массу, она состоит из угля и породы. Уголь - полезное ископаемое, а порода не представляет большой ценности. На специальных фабриках уголь сортируют. Хотите, я научу вас различать, где порода, а где уголь. Практическая работа. Рассматривание и обследование породы и угля.Воспитатель. Давайте поиграем, как будто очутились мы с вами на фабрике, которая сортирует угольную массу. Уголь отправляют на заводы, на фабрики, а породу практически нигде не используют. Шахтер.1. Возьмите лупы, внимательно посмотрите, какую разницу вы увидели? (один камень блестящий, а другой нет, один - насыщенного черного цвета, а другой более блеклого цвета). У угля более насыщенный цвет.2. Теперь возьмите один камень в правую руку, а другой в левую. Какую чувствуете разницу? Что вы чувствуете? (один тяжелее, другой легче). Уголь легче порода3. Попробуйте порисовать одним и другим камнем (один рисует, другой нет). Уголь рисует, а пород нет.Покажи, Даша, где у тебя уголь, как ты это определила? Покажите каменный уголь. Шахтер. Молодцы, ребята, теперь вы умеете отличать уголь от породы. (теперь уголь попадет на металлургический комбинат). Я надеюсь, что когда вырастите, кто – то из вас придет работать в шахту, мне на смену.Вручение подарка шахтеру.Воспитатель. Спасибо вам Александр Владимирович за ваш интересный рассказ.Воспитатель. Вставайте в круг, проведем разминку. Дети образуют круг. Проводится разминка. Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2-3 приседания.) В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.) На смену, на смену шахтёрам пора Уголёк поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо-влево.) Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.) Нелёгкий, но очень почетный их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.) Воспитатель. Человек изобрел много машин и механизмов, которые используются при добыче угля. Проводится дидактическая игра «Машины - помощники» назовите машины и механизмы, которые используются для добычи угля. Дети рассматривают карточки с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, и называют их. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)Дети подходят к экспозиции «Угольный разрез», рассматривают фотографии. Воспитатель. Кузбасс - богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. Это подземная добыча. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают на угольных разрезах. Это открытый способ. (Рассматриваем картинки).Воспитатель. Посмотрите, какие огромные угольные пласты! Почему же в некоторых местах угольный разрез не чёрного цвета? (В угольных разрезах среди пластов угля встречаются другие горные породы: глина, песок, кварц.) Давайте сделаем для нашего музея макет угольного разреза.Дети садятся за столы и приступают к работе: соединяют куски пластилина чёрного (уголь), коричневого (глина) и жёлтого (песок) цвета, закрепляют на поверхности каждого слоя крупинки песка, кусочки кварца. Затем соединяют всё в общую композицию, сверху насыпают слой земли, дополняют макет моделями машин, фигурками людей.Воспитатель. Вопросы к детям во время работы.Какое полезное ископаемое добывают на вашем разрезе? Много угля у вас на разрезе. Люди каких профессий работают на вашем разрезе.? Как вы думаете, на разрезе тяжело работать? Почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь? (Предположения детей.) Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево горит. Какой замечательный угольный разрез вы смастерили! Рассматривая его, можно представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. За славный труд примите мои подарки. Что понравилось на занятии больше всего?На шахтёрской каске вспыхивает фонарик, дети находят подарки.(Символический подарок – черный прямоугольник символизирует уголь, а каска - элемент шахтерской одежды).