"Тестопластика, как средство развития речи у детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тестопластика, как средство развития речи у детей"
Автор: Исаева Жанна Николаевна

"Тестопластика, как средство развития речи у детей. "Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки своим близким. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами речи.Одним из способов развития мелкой моторики является лепка из солёного теста. В наше время интерес к солёному тесту возник сравнительно недавно, хотя сама история тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали их. При этом фигурки из солёного теста хранились долго и хозяева относились к ним очень уважительно. Сегодня этому виду творчества придумали современное названия – тестопластика .Техника лепки проста, её нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребёнка. Тесто имеет преимущество по сравнению с другими материалами. Оно приятно на ощупь, легко готовится, его можно красить в самые разнообразные цвета, оно экологически чистое и, застывая, становится каменным и долго сохраняет форму. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, а так же тонкой моторики пальцев рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.Метод тестопластики применяется на базе нашего детского сада и даёт положительные результаты в коррекционно- логопедической работе. Этот метод просто находка для нашего детского сада, поскольку состав детей неоднородный: дети с ОНР, ФФН, заиканием, дизартрией, леворукие , гиперактивные , тревожные. Все дети с удовольствием посещают кружок «Мукасолька» Через обучение детей тестопластике решается целый комплекс развивающих и воспитательных задач.Работа с тестом позволяет:
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • развивать навыки общения и речь ( диалог, монолог);
  • стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор.
  • Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка:- повышает сенсорную чувствительность , т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;Программа тестопластики сегодня актуальна, т. к. она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимость, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Занятия лепкой также благотворно влияют на психологическое состояние детей любого возраста: снимают стрессовые состояния; успокаивают нервную систему детей, подверженных гиперактивному поведению (дети становятся более спокойными, усидчивыми). В лепке дети передают своё внутреннее состояние, настроение, чувства. Тестопластика – это не только лепка из солёного теста, это игра, в которой дети оживляют своих сказочных персонажей; это познание окружающего мира по его формам, цветам, эта занятие на развитие мышления и воображения; это раскрашивание созданных форм и многое другое.Лепка для малышей это:- безопасное и увлекательное занятие;Лепка для детей постарше –это:- любимое и интересное занятие;Применение готовых пособий из солёного теста в коррекционной работе предполагает много вариантов их использования. Самодельные пособия вызывают массу положительных эмоций ,и логопедические занятия проходят с высокой мотивацией. Логопед всегда найдёт применение таким пособиям на своих занятиях по развитию связной речи, обучению грамоте.Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышение самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.Использование приёмов тестопластики в коррекционно -педагогической работе позволяет развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению, и достичь положительных результатов в коррекции.Родители проявляют живой интерес к творчеству детей, любят наблюдать за процессом, радуются результатам. Для родителей проводятся мастер-классы по лепке из солёного теста, где они знакомятся с технологией лепки, чтобы дома совместно работать с детьми.Литература.
  • Гильмутдинова О. А. Занятия лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (программа).
  • Лыкова И. А. Лепим из глины, пластилина, теста. Москва, 2007.
  • Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить.- М: «Сов. Россия» , 1973
  • Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов.