ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Автор: Мищенко Светлана Владимировна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИИсходя из новых требований общества к образовательным результатам,необходимо вносить изменения и в подходы к обучению современныхшкольников. Нужно научить подрастающее поколение познавать себя икритично оценивать свои результаты, сформировать функциональнограмотную личность.Наукой установлено, что предпосылкой развития компетентностиличности является наличие в ней функциональной грамотности, т. е.преимущество обладания функциональной грамотностью состоит в том, чтоона способствует максимально быстрой и гибкой адаптации детей к реалиямсовременного мира.Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальныхцелей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих странмира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять«образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимисябазовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания,есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональнойграмотности.При изучении каждого учебного предмета есть потенциал дляформирования и развития функциональной грамотности. Каждый предметдает свои возможности: формирование коммуникативных навыков,читательской и естественнонаучно компетенции или финансовойграмотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимсяпроблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний,полученных при изучении того или иного предмета.Одним из наиболее известных международных оценочныхисследований, основанных на концепции функциональной грамотности,является Международная программа оценки учебных достижений 15-летнихучащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой подэгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания,умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазонажизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также вмежличностном общении и социальных отношениях.В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три областифункциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая иестественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (разв три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одномутипу функциональной грамотности.Математическая грамотностьУчащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональнойграмотности.В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностьюпродолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое вниманиеуделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениямусложняются:• развивать умение графической культуры, работы со свойствамифункции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функцийпо графикам, формулировать признаки и их чтение;• развивать умение геометрической грамотности, понимание свойствгеометрических фигур, анализировать данные задач;• формировать умение пространственного воображения;• формировать умение работы с таблицами, соотносить данные потексту;• формировать умение работы с научно-популярными текстами, находитьв них новую информацию и анализировать ее, умение работать скейсами в группах;• формировать умение интерпретировать знания, полученные изнескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь наполученные знания.В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков.Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжаявыбранную деятельность:- демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структурузадания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторыхограничений;- уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;- демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраиватьрассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросыоппонентам.Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональнойграмотности, соответствуя 6-7 ее уровням:• Демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальныхситуаций, умение работать с кейсами в группах;• уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлятьзадания по тексту, задавать вопросы оппонентам;• уметь работать со сложными научными текстами, выделять из нихосновную идею и применять знания на практике.Задания по формированию математической грамотности на урокахматематикиРабота над чтением текста в 5-6 классах может быть организована спомощью различных дидактических игр, например:1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)», кудаученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на урокеизучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования иопределять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно дляформирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихсяпри работе с литературой.2. «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может бытьначалом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» изпредложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства сосновной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мывозвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить ихдостоверность, используя полученную на уроке информацию.Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока следует включатьследующие приемы, например:3.«Кластер»Кластер (англ. Cluster— пучок, гроздь) — объединение несколькиходнородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельнаяединица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер —это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять надкакой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления обизучаемом объекте, помогает развивать память.4.Методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост.Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложитьим по мере чтения ставить их карандашом на полях специальноподобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацыили предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:Знак Значение знакаV отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику+ отмечается новое знание, новая информация- отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученикапредставлениями, о чем он думал иначе? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительныхсведений, вызывает желание узнать подробнееНаибольший эффект может быть достигнут в результате примененияразных форм работы над задачей.1. Работа над решенной задачей.2. Решение задач разными способами.3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:а) с помощью отрезков;б) с помощью чертежа;в) с помощью таблицы.4. Разбивка текста задачи на значимые части.5. Решение задач с недостающими или лишними данными.6. Самостоятельное составление задач учениками.7. Изменение вопроса задачи.8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).9. Закончить решение задачи.10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.11. Составление и решение обратных задач.На своих уроках я часто использую задачи с практическимсодержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объектыи процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму.Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящуюматематическую модель, распознать математическую составляющую вмодели.Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающиереальные проблемы:- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют,оплата счетов, туристические маршруты;- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамикисоциальных процессов.- наука – работа с формулами из различных областей знаний.Задания, как правило, я беру из открытых источников: материаловмеждународных исследований, демоверсий мониторингов функциональнойграмотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).Рассмотрим некоторые из заданий.Примеры задач6-7 классыЗадача № 1 АптекаМоя тетя фармацевт. Она работает в аптеке. Продает лекарства. Вот задача,которую предложила решить моя тетя.Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?Решение:1) 0,5*4=2(таблетки) надо пить каждый день2) 2*14 = 28(таблеток) на 14 дней3) так как в упаковке 10 таблеток, то надо купить 3 упаковки или 30таблетокОтвет: 3 упаковкиЗадача № Банковское делоКлиент банка открыл депозит на сумму500000 тг, со ставкойвознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждениепо депозиту через 8 месяцев?Решение:1)500000*0,09 = 45000(тг) начисление вознаграждения за год (12 месяцев)2) 45000:12*8 = 30000(тг) вознаграждение за 8 месяцевЗадача № 3 ПекарьИз 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?Решение:1) 4,2:0,6=7 булок можно спечь из 3,2 кг муки2) 12,8:3,2 = 4 во столько раз больше булок можно испечь3) 7*4=28 булок можно спечь из 12,8 кг мукиОтвет: 28 булокЗадача №4Большая Азишская пещера находится в южной части хребта Азиш-Тау, в 4км к северо-востоку от турбазы «Лагонаки» и в 300 м от Лагонакскогошоссе. К ней ведет лесная дорога от шоссе в сторону известняковогоуступа. Длина пещеры достигает …Выполните действия(5,4-3,65)·(-89,1-10,9)+810Задача №5 Зачитываем отрывок из сказки:Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкиРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Сколько лет жила семья у моря? 33 годаЗадача №6В свете есть такое диво:Море вздуется бурливо,Закипит, подымит вой,Хлынет на берег пустой,Разольется в шумном беге,И очутится на брегеВ чешуе как жар горя,Тридцать три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны как на подбор.С ними дядька Черномор.Сколько всего людей вышло из моря? 348-9 классыЗадача № 1 (2. стр.8)__Задача № 2 (2. стр.8)На уроках математики дети учатся:►выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;►рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной вразличных формах, широко используемых в средствах массовойинформации.Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можнопредложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы,кроссворды, разноуровневые задания.Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспеченотолько при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организоватьработу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.Список использованной литературы:1.Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на урокахматематики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова,О.И.Кравцова; науч.ред.С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РОРИПК и ППРО,2017.-2. Е. А. Ширяева (www.time4math.ru) Тренировочные варианты (ОГЭ 2022)