Взаимодействие школы и семьи в современных условиях образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях образования
Автор: Рудь Любовь Александровна

Взаимодействие школы и семьи в современных условиях образованияРудь Л.А.МБОУ « СОШ № 47» г. БелгородаВ условиях социально-экономических преобразований, которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетом в воспитании. Но наиболее актуальным это стало в последнее время. В современной экономической ситуации многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план. И часто родители перекладывают эту миссию на педагогов школы. Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным. Повышение мотивации современной семьи к осуществлению воспитания детей требует от педагогической науки и практики разработки научно-методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания. Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Семья – это одна из основных ценностей, занимающих главенствующее Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Работа с семьёй – один из важнейших компонентов воспитательного процесса школы. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Сегодня, как никогда, актуальны модели взаимодействия отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам современного общества. Взаимодействие семьи и школы – одна из главных проблем образования. В традиционном педагогическом процессе эта проблема получила отражение как особое направление работы педагога - «работа с родителями». Условия современного образования сделали родителей субъектами образовательного процесса, то есть на родителей, как и на образовательное учреждение, возложена ответственность за качество образования подрастающего поколения.В условиях внедрения современных образовательных стандартов первостепенным становится значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом критерия запросов родителей к качеству образования и воспитания детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим анализом и сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в определенных вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно - нравственного развития, воспитания и роста. Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации современных образовательных стандартов необходимо определить основные характеристики категории взаимодействия. В основе взаимодействия семьи и школы должны быть заложены принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Первостепенная задача педагога - найти общий язык с родителями ученика. На сегодняшний день школа – это не просто учебное заведение, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы добиться успеха в развитии личности ребенка, родители и учителя должны действовать как единый механизм, прикладывая к этому все усилия. Только работая вместе, получится вырастить гармоничного и успешного человека.       Учителю необходимо установить доверительные отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.      Для этого необходимо собрать полную актуальную информацию о семье учащегося. В распоряжении педагога на этот случай есть различные способы. Один из них – это анкетирование родителей. Этот способ широко используется педагогами, так как он удобен и практичен. Анкета должна быть составлена с учетом корректности, тактичности задаваемых вопросов, и естественно, в ней не должны быть вопросы о размерах заработной платы родителей и семейном обеспечении. Необходимо понимать, что анкета - это первичная информация, которая нужна для поверхностного знакомства с семьей. Для более близкого знакомства с родителями учеников, можно договориться на родительском собрании о «дне открытых дверей семьи», это день, когда учитель может посетить семью. Такой день необходимо определить заранее, составить список и график посещения семей, оповестить заранее родителей. Основной целью данного мероприятия является знакомство и анализ условий проживания ребенка. При посещении главное, на что стоит обратить внимание педагогу -  это рабочее пространство ребенка и место его отдыха. Несмотря на современные возможности коммуникации педагога с родителями, взаимодействие с семьями складываются не всегда продуктивно. Невозможно достичь положительных результатов, если не будет взаимного желания и стремления педагогов и родителей в совместной работе. Поэтому очень важно найти понимание и направление совместной работы педагогов и родителей.    Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например:-Нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя. Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины. Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя. В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление и взаимодействие школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. Для достижения положительной динамики в работе педагога уместно использовать как традиционные, так и инновационные формы и методы взаимодействия.Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.