Леворукий ребенок в семье


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Леворукий ребенок в семье
Автор: Алла Александровна Гладушенко

Консультация для родителей- «Леворукий ребенок в семье». По статистическим данным, речевые патологии в России растут количественно и усложняются. Более чем у 30 процентов детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести, все больше детей страдают общим недоразвитием речи с тяжелыми органическими формами. В детский сад всё чаще приходят дети, страдающие неврозами, задержками и нарушениями психического развития, дети с выраженной леворукостью.     По статистике, тридцать лет назад, количество левшей составляло около 19% (включая переученных в детстве). Сейчас в мире более 30% людей — леворукие. И их количество постоянно увеличивается. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Родители ребенка воспринимают это как трагедию, аномалию в развитии и вопрос: «Мой ребенок левша. Что делать?», возникает все чаще и чаще.      Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании, перемещении предметов, рисовании и письме. Иногда предпочтение той или иной руки проявляется очень рано, в первые месяцы после рождения, но может быть и так, что доминантная рука проявит себя и позже. Доминантными является не только рука, но и глаз, ухо, нога. Это связано с симметричным строением человека, его латеральностью. Движение правой стороны тела (руки, ноги, глаза, уха) координируется левым полушарием мозга, движение левой – правым полушарием мозга. Причина этого – перекрестное строение нервных путей моторных и сенсорных нервов. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично, но в своих функциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.      Считается, что доминантным является то полушарие, которое управляет речью – выражением и пониманием мыслей, вербальным (речевым), рациональным мышлением. Сегодня такая позиция пересматривается. Все больше и больше придают значение эмоциональной жизни человека и оба полушария рассматриваются как дополняющие и отчасти перекрывающие друг друга, хотя все-таки левому полушарию, управляющему вербальным интеллектом, придают большее значение.      Согласно современным представлениям, причины леворукости могут быть разные. Леворукость может передаваться по наследству, но может наступить и спонтанно в раннем детстве. Есть данные о том, что причиной леворукости могут быть влияния на плод во время  или во время родов.       Еще недавно считалось, что леворукий ребенок – это проблема и давались рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время доказано, что леворукость явление нормальное, и от переучивания следует отказаться, так как это может привести к серьезным нарушениям в развитии.Поэтому, если ваш ребенок – левша, отнеситесь к этому спокойно, он не требует особого подхода. При занятиях живописью, рисованием, при письме,  у левшей не возникает никаких особых проблем в обучении по сравнению с праворукими детьми. Они могут быть такими же ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, могут испытывать затруднения в обучении письму, так же, как это происходит и у всех других детей.   Однако, есть некоторые рекомендации, которые нужно соблюдать. Следите за тем, как ребенок держит карандаш или ручку между указательным, большим и средним пальцами, когда он пишет. Левый край руки должен лежать на листе. Многие левши пишут с позицией руки «дугой». Раньше это считалось неправильной постановкой руки и ее пытались исправлять. В настоящее время большинство специалистов придерживается мнения, что такая постановка руки может определяться психофизиологические, локализацией движения у речевого центра. Поэтому такая постановка руки допускается. Следите за тем, чтобы тетрадь Вашего ребенка была наклонена так, чтобы правый угол был направлен в сторону тела.    Постарайтесь установить как можно раньше, какую руку предпочитает ребенок и после этого поддерживайте его в том, чтобы пользоваться этой рукой, как доминантной. Если вы заметите, что ребенок напряжен во время занятий, то дайте ему возможность делать небольшие паузы и упражнения на расслабление руки. Следите за правильной осанкой ребенка: его левое плечо должно немного выдаваться вперед. Помните, что характер движения леворукого ребенка при письме отличается от движений праворукого. Последний как бы «тянет» письмо за собой, его движения тянущие, в то время, как левша «толкает», его движения толкающие. Этот иной характер движения для левши естественный.     Предупредите учителя о том, что ребенок левша и определите стратегию взаимодействия – не переучивать ребенка. Найдите для ребенка подходящее и удобное место.      Если у вас вызывает сомнение, какую руку предпочитает ваш ребенок, тогда следует обратиться к специалисту, чтобы провести необходимую диагностику и получить рекомендации.